%A Славин, Борис Борисович %D 2017 %T ОТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ К ЧЕЛОВЕКО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ИС %K %X Показано, что классификации технологических эпох (индустриальная, постиндустриальная, информационная эпохи и эпоха знаний) можно сопоставить соответствующие этапы развития в ИТ, в эволюции корпоративных информационных систем. Такой подход позволяет выделить четыре класса информационных систем: вычислительный, процессный, контентный и человеко-ориентированный. Вычислительные информационные системы были предназначены для управления ресурсами предприятиями. Задача процессных информационных систем состояла в автоматизации управления отношения с клиентами и партнерами, с автоматизацией процессов  workflow  внутри компании. В современное время большинство компаний внедряет контентные информационные системы, которые помимо систем управления контентом включают в себя аналитические системы, технологии анализа больших данных, системы управления ключевыми показателями и т.п. Однако именно класс человеко-ориентированных систем должен стать доминирующим по мере развития цифровой экономики. Отличительные особенности человеко-ориентированных информационных систем и принципы их построения обсуждаются в статье. Помимо сравнения с корпоративными информационными системами человеко-ориентированные системы сравниваются с современными интернет сервисами с точки зрения масштаба, требований к пользователю, подходов к разработке, требованиям к архитектуре и к информации. %U http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/301 %J Современные информационные технологии и ИТ-образование %0 Journal Article %R 10.25559/SITITO.2017.3.632 %P 176-184%V 13 %N 3 %@ 2411-1473 %8 2017-10-01