%A Демкина, Надежда Ибрагимовна %A Башелханов, Игорь Викторович %A Оладько, Владлена Сергеевна %D 2018 %T МЕРЫ ХАРТЛИ И ЛКЛБ-ПРОЦЕССА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ТЕСТИРОВАНИИ %K %X Проблемы социальной аналитики и принятия решений по управлению сложными информационными и экономическими структурами все чаще обуславливаются человеческими факторами. Сложность в регулировании и распознавании информации определяется непредсказуемостью воздействий новых технологий на психофизические особенности человека как элемента социума. Поэтому особую актуальность приобретает исследование существующих и разработка новых подходов к тестированию и составлению психологического профиля для социотехнических систем. В статье дано описание использования информационной меры Хартли и ЛКЛБ- процесса в психологическом и образовательном тестировании. Представлена схема концептуальной модели социотехнической системы и ее описаны основные элементы. Показано, что одним из видов социотехнических систем являются человеко-машинные системы. Выдвинута гипотеза, что каждая социотехническая система имеет свой психологический профиль, тесно связанный с когнитивными способностями и психологической совместимостью участников системы и оказывающий влияние на процесс принятия решений в ней. Разработан алгоритм проведения экспериментального исследования выдвинутой гипотезы на примере человеко-машинной системы. Приведены графические результаты эксперимента для четырех человеко-машинных систем. Результаты проведенного исследования подтвердили, что каждая социотехническая система при решении задачи принятия решений имеет свой психологический и образовательный профиль, на который влияет психологическая совместимость ведущего (модератора) и ведомого (тестируемого, например- обучающегося) человека, кроме того имеет место «некоммутативность» результатов ведомого и ведущего. На практике, предложенный подход к тестированию может быть использован при прогнозировании результатов принятия решений в социотехнической системе и интерпретации поведения субъектов. %U http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/376 %J Современные информационные технологии и ИТ-образование %0 Journal Article %R 10.25559/SITITO.14.201802.382-388 %P 382-388%V 14 %N 2 %@ 2411-1473 %8 2018-06-30