TY - JOUR AU - Каратаева, Галина Евгеньевна PY - 2018 TI - НЕЧЕТКО-МНОЖЕСТВЕННЫЙ РЕЙТИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ JF - Современные информационные технологии и ИТ-образование; Том 14 № 2 (2018): Современные информационные технологии и ИТ-образование DO - 10.25559/SITITO.14.201802.462-471 KW - N2 - Статья посвящена разработке и апробации методики ранжирования вузов в зависимости от качества предоставляемых ими образовательных услуг и иных целевых показателей, задаваемых руководящими государственными структурами. Известные методики такого ранжирования не позволяют корректно учитывать имеющуюся на данный момент количественную и качественную информацию. Проблемы связаны, в первую очередь, с разнородностью исследуемых показателей, присутствием среди них как абсолютных, так и относительных величин, а также представлением статистической информации в виде временных рядов. Указанные проблемы могут быть решены с помощью аппарата нечетко-логических выводов, позволяющих сформировать комплексную оценку состояния объекта на основе комплекса разнородных показателей. Предлагаемая методика, позволяет сформировать комплексную числовую оценку эффективности деятельности вуза на основе агрегирования показателей шести групп: 1) образовательная деятельность; 2) научная деятельность; 3) кадровый потенциал; 4) международная деятельность; 5) инфраструктура; 6) финансово-экономическая деятельность. Методика включает в себя следующие этапы: формирование списка используемых показателей, разбитых по группам; ранжирование важности показателей (экспертным способом); нормирование показателей; агрегирование временных рядов доступных к исследованию показателей; формирование лингвистических переменных для каждого показателя; расчет термов для каждой лингвистической переменной; расчет весовых коэффициентов для этих термов; квантификация значений лингвистических переменных и собственно составление рейтинга сравниваемых вузов табличным методом. В основе математической модели, используемой предложенной методикой, лежит система нечетко-логических выводов, называемая нечетким пятиуровневым [0,1] – классификатором. На основе сформированных оценок может быть составлен рейтинг вузов рассматриваемого региона.  Методика апробирована на региональных вузах Ханты-Мансийского автономного округа: рассматривались Сургутский государственный университет (СурГУ), Сургутский государственный педагогический университет СурГПУ и Ханты-Мансийская Государственная медицинская Академия (ХМГМА).  UR - http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/398