%A Klimov, Alexander Alexeyevich %A Zarechkin, Evgeny Yurievich %A Kupriyanovsky, Vasily Pavlovich %D 2019 %T Влияние цифровизации на систему профессионального образования %K %X Четвертая промышленная революция и цифровизация рассматриваются в аспекте их влияния на образование, в том числе на формирование потребностей в обучении и переподготовке. В качестве цели исследования предлагается обобщенный анализ идущих и перспективных изменений в контексте трансформации запросов к квалификации выпускников образовательных программ, в том числе, в части цифровых компетенций, и цифровизации самой среды деятельности университетов. Предлагаются различные трактовки понятий, связанных с процессом цифровизации. Выделяется роль человеческого капитала на новом этапе развития технологий. Обобщаются подходы, зафиксированные в некоторых зарубежных исследованиях, на основе чего выделяются основные последствия цифровизации в плане внедрения новых технологий и методов обучения в сферу образования: расширение образовательного социума, ускоренное развитие технологий виртуальной реальности, искусственного интеллекта, массовых открытых он-лайн курсов, индивидуализация образовательных траекторий. Ключевой подход заключается в необходимости системной адаптации университетов к новым условиям в отношении всех видов их деятельности. Приведено мнение международных экспертов относительно проблемных зон и рисков, с которыми могут столкнуться университеты по мере развития цифровизации. В качестве примера комплекса мер управляющего воздействия, направленного, напротив, на использование потенциальных преимуществ включения цифровых технологий в экосистему университетов приводится план развития образовательной, научной и экспертной деятельности транспортных вузов в рамках формирования в Российской Федерации цифровой экономики. %U http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/545 %J Современные информационные технологии и ИТ-образование %0 Journal Article %R 10.25559/SITITO.15.201902.468-476 %P 468-476%V 15 %N 2 %@ 2411-1473 %8 2019-07-25