%A Kasyanova, Elena Vasilyevna %A Safonov, Konstantin Vladimirovich %D 2023 %T Методика обучения информационным технологиям будущих ИТ-специалистов, формирующая гибкие навыки %K %X В статье рассматриваются гибкие навыки будущих ИТ-бакалавров, профессионально-значимые при разработке командных ИТ-проектов. Авторами выявлено, что универсальные компетенции, в которых заинтересованы ИТ-компании недостаточно формируются у будущих ИТ-специалистов в высших учебных заведениях, что создает проблемы в их дальнейшей профессиональной деятельности. Для выявления причин был проведен анализ индикаторов проявления личностных (метапредметных) результатов среднего образования и универсальных компетенций ФГОС ВО 3++. Определены дефициты, приводящие к перекосу в преемственности личностных (метапредметных) результатов среднего образования и освоения универсальных компетенций в вузе. Исследован профессиональный  стандарт 016 - «Руководитель проектов в области информационных технологий» на предмет сопряжения требований трудовых действий с универсальными компетенциями ФГОС ВО 3++. В результате выявлены универсальные компетенции, являющиеся профессионально значимыми для эффективной профессиональной деятельности будущих ИТ-бакалавров в плане реализации командных ИТ-проектов в условиях удаленной работы, налаживания продуктивных коммуникаций внутри ИТ-команды и с заказчиком программного продукта, а также непрерывного саморазвития ИТ-специалистов. Предложена методика обучения информационным технологиям, формирующая профессионально значимые универсальные компетенции будущих ИТ-специалистов на основе командных медиаобразовательных проектов. Рассмотрены цифровые инструменты, осваиваемые студентами на каждом этапе разработки медиаобразовательного проекта, и позволяющие формировать как гибкие навыки будущих ИТ-специалистов, востребованные на рынке труда, так  и профессиональные навыки, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Методика учитывает индивидуальное распределение ролей в проектной команде и реализуется на первом курсе при обучении информационным технологиям. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей, моделирующих профессиональные задачи, а также для обеспечения повышения качества подготовки конкурентоспособных специалистов в сфере ИТ. %U http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/940 %J Современные информационные технологии и ИТ-образование %0 Journal Article %R 10.25559/SITITO.019.202301.045-055 %P 45-55%V 19 %N 1 %@ 2411-1473 %8 2023-03-30