TY - JOUR AU - Vlasov, Dmitry Anatolevich AU - Sinchukov, Alexander Valerievich PY - 2023 TI - Инструментальное средство TopRank в практике профессиональной подготовки магистра в области экономики и финансов JF - Современные информационные технологии и ИТ-образование; Том 19 № 1 (2023): Современные информационные технологии и ИТ-образование DO - 10.25559/SITITO.019.202301.226-235 KW - N2 - В рамках данной статьи уточняются дидактические и исследовательские возможности нового цифрового инструментального средства TopRank в практике профессиональной подготовки магистров в области экономики и финансов. Представлены особенности организации учебно-познавательной деятельности студентов в рамках дисциплин «Теория риска (продвинутый уровень)», «Инструментальные методы в экономике», «Математика финансовых инструментов», учёт которых позволяет акцентировать внимание на развитии компетенций, связанных с принятием решений в условиях неопределенности и риска. Особое внимание уделяется инструментам TopRank («Анализ чувствительности», «Выполнить если, что», «Сканирование»), использование которых позволяет существенно расширить перечень прикладных задач финансово-экономического содержания, приблизить учебно-познавательную деятельность студентов магистратуры к реальным условиям профессиональной деятельности. Приведен вариант решения педагогической задачи разработки системы задач и упражнений математических дисциплин для высшей экономической школы, в рамках преподавания которых методически целесообразно использование нового инструментального средства TopRank. К задачам нового типа, внедренных в практику профессиональной подготовки магистров в области экономики и финансов, отнесены задачи на инвестиционное планирование с учётом динамики предпочтений инвестора, задачи на конструирование и управление портфелем финансовых инструментов по реальным финансовым данным, задачи выделения значимых факторов, приводящих к волатильности или нежелательным финансовым результатам, задачи на оценку затрат в различных областях хозяйственно-экономической деятельности, задачи выявления значимых факторов, приводящих к нерациональному использованию сырья и росту затрат на рабочую силу, задачи на оценку количественных характеристик проекта на протяжении всего его жизненного цикла, задачи на построение иерархий факторов, приводящих к отклонениям эталонов для управления качеством производимой продукции и задачи формирования оптимальных резервов капитала с учётом наиболее вероятных и значимых рисков. Материал статьи может быть полезен для цифровизации методических систем преподавания профессионально значимых учебных дисциплин в высшей школе, а также совершенствования системы дополнительного профессионального образования в области экономики и финансов.   UR - http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/949