СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

  • Евгений Карлович Хеннер Пермский государственный национальный исследовательский университет http://orcid.org/0000-0002-6397-4465

Аннотация

Сопоставляются две триады целей общеобразовательного изучения информатики, доминирующих в разных странах: «ИКТ-компетентность – Компьютерная грамотность – Информационная культура» (Россия) и “Computational Thinking – Digital Literacy – Information Literacy” (США, Великобритания и некоторые другие страны). Показано, что по набору компонент эти триады целей в целом соответствуют друг другу, но различаются по акцентированию степени важности отдельных элементов. В частности, это различие проявляется в подчеркиваемой во второй из указанных выше триад ориентированности на «решение проблем» (problem solving), понимаемом как многоэтапная последовательность действий по решению реальных задач из разных областей знаний и повседневной деятельности, завершающаяся использованием компьютерных технологий. Введение термина «вычислительное мышление» в увязке с «решением проблем» в разветвленную сеть понятий, исторически сформировавшуюся в российской научно-педагогической литературе, в том числе посвященную школьной информатике, является целесообразным, поскольку этот термин вносит существенно новый элемент в целеполагание общего образования и, в частности, изучения информатики. Формирование вычислительного мышления и подчеркивание важности «решения проблем», понимаемых в том смысле, который вкладывается в эти термины в англоязычной педагогической литературе, будет способствовать усилению формирования метапредметных результатов образования. Такой подход также может способствовать формированию знаний и навыков в сфере информатики, поскольку использование компьютерных технологий на завершающем этапе процесса решения проблем является в большинстве случаев наилучшим и наиболее актуальным на современном этапе развития образования способом успешного решения многих практически важных задач.

Сведения об авторе

Евгений Карлович Хеннер, Пермский государственный национальный исследовательский университет

доктор физико-математических наук, профессор кафедры информационных технологий, член-корреспондент Российской академии образования

Литература

[1] Sukhomlin V.A. International educational standards in the field of information technology. Applied informatics. 2012; 1(37):33-54. Available at: http://www.appliedinformatics.ru/general/upload/articles/PI_137_2012_light_33-renamed.pdf (accessed 20.05.2018). (In Russian)
[2] Hubwieser P., Armoni M., Giannakos M.N., Mittermeir R.T. Perspectives and Visions of Computer Science Education in Primary and Secondary (K-12) Schools. ACM Transactions on Computing Education. 2014; 14(2):7.1-7, article 7. DOI: 10.1145/2602482
[3] Brown N.C.C., Sentence S., Crick N., Humphreys S. Restart: The Resurgence of Computer Science in UK Schools. ACM Transactions on Computing Education. 2014; 1(1), article 1. 22 p. DOI: 10.1145/0000000.0000000
[4] Hubwieser P.et al. A Global Snapshot of Computer Science Education in K-12 Schools. Conference Proceedings of the 2015 ITiCSE Working Group Reports (ITICSE-WGR '15). DOI: 10.1145/2858796.2858799
[5] Khenner E.K. Subject "Informatics": cross-country comparisons and development prospects. Informatics and Education. 2016; 10(279):18-26. (In Russian)
[6] Khenner E.K., Soloveva T.N. Studying of informatics in higher education institution in the conditions of the digital educational environment. Prepodavatel XXI vek. 2016; 4:42-54. (In Russian)
[7] Association of American Colleges & Universities: General Education]. Available at: https://www.aacu.org/resources/general-education (accessed 20.05.2018).
[8] Hart Research Associates. Recent Trends in General Education Design, Learning Outcomes, and Teaching Approaches. January 19, 2016. Available at: https://www.aacu.org/sites/default/files/files/LEAP/2015_Survey_Report2_GEtrends.pdf (accessed 20.05.2018).
[9] Lapchik M.P. ICT competence of teachers. Omsk: Publishing house OmGPU, 2007. 144 p. (In Russian)
[10] Khenner E.K. Formation of ICT competence of students and teachers in the system of continuous education. Moscow: BINOM. Lab knowledge, 2008. 188 p. (In Russian)
[11] Pronina L.A. Information culture as a factor in the development of the information society. Analitika kul'turologii. 2008; 1(10):75-91. Available at: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/531-article_13-2.html (accessed 20.05.2018). (In Russian)
[12] Curry A., Moore C. Assessing information culture – an exploratory model. International Journal of Information Management: The Journal for Information Professionals. 2003; 23(2):91-110. DOI: 10.1016/S0268-4012(02)00102-0
[13] Berman N.D. To the question of digital literacy. Russian Journal of Education and Psychology. 2017; 8(6)-2:35-38. DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38 (In Russian)
[14] Spires H., Bartlett M. Digital literacies and learning: Designing a path forward. Friday Institute White Paper Series. NC State University. 2012. Available at: https://www.fi.ncsu.edu/wp-content/uploads/2013/05/digital-literacies-and-learning.pdf (accessed 20.05.2018).
[15] American Library Association. Report of the office for Information Technology policy’s Digital Literacy Task Force. 2013. 27 p. Available at: http://www.districtdispatch.org/wp-content/uploads/2013/01/2012_OITP_digilitreport_1_22_13.pdf (accessed 20.05.2018).
[16] American Library Association. Presidential Committee on Information Literacy. Final Report. 1989. Available at: http://www.ala.org/acrl/publications/whitepapers/presidential (accessed 20.05.2018).
[17] Association of College and Research Libraries American Library Association. Information Literacy Competency Standards for Higher Education. Available at: http://www.ala.org/acrl/standards/informationliteracycompetency (accessed 20.05.2018).
[18] Hobbs R. et al. Digital Literacy in Higher Education: A Report. 2017. Providence, RI: Media Education Lab. 38 pages. Available at: https://mediaeducationlab.com/sites/default/files/Digital%20Literacy%20in%20HigherEd%202017%20final.pdf (accessed 20.05.2018).
[19] Gendina N.I. Information literacy and personal information culture: International and Russian approaches to solving the problem. Open Education. 2007; 5:58-69.
[20] Wing J. Research Notebook: Computational Thinking – What and Why? The Link. The magazine of the Carnegie Mellon University School of Computer Science. Available at: http://www.cs.cmu.edu/link/research-notebook-computational-thinking-what-and-why (accessed 20.05.2018).
[21] Khenner E.K. Computational thinking. The Education and science journal. 2016; (2):18-33. (In Russian) DOI: 10.17853/1994-5639-2016-2-18-33
[22] Computational thinking for all. Computational thinking operational definition / Computer Science Teacher Association. Available at: https://www.iste.org/explore/articleDetail?articleid=152&category=Solutions&article=Computational-thinking-for-all (accessed 20.05.2018).
[23] Curzon P., McOwan P.W. The Power of Computational Thinking. Games, Magic and Puzzles to Help You Become a Computational Thinker. World Scientific Publishing Europe Ltd., 2017. 232 p. (Russ. ed.: Kerzon P., Makouehn P. Vychislitel'noe myshlenie: Metod resheniya slozhnyh zadach. Izd-vo Al'pina Pablisher, 2018. 266 p.)
[24] Akcaoglu M. Learning problem-solving through making games at the game design and learning. Educational Technology Research and Development. 2014; 62(5):583-600. DOI: 10.1007/s11423-014-9347-4
[25] The Pisa 2003 Assessment Framework. Mathematics, Reading, Science and Problem Solving Knowledge and Skills. OECD, 2003. 200 p. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/education/the-pisa-2003-assessment-framework_9789264101739-en (accessed 20.05.2018).
[26] K12 Computer Science Framework, 2017. Computer Science Teachers Association, the Association for Computing Machinery, and Code.org. 307 p. Available at: https://k12cs.org/ (accessed 20.05.2018).
[27] Margolis J., Jean J. Ryoo J.J., Sandoval C.D.M., Lee C., Goode J., Chapman G. Beyond Access: Broadening Participation in High School Computer Science. ACM Inroads. 2012; 3(4):72-78. DOI: 10.1145/2381083.2381102
Опубликована
2018-06-30
Как цитировать
ХЕННЕР, Евгений Карлович. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 14, n. 2, p. 500-507, june 2018. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/389>. Дата доступа: 25 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.14.201802.500-507.
Раздел
Школьное образование по информатике и информационным технологиям