АДАПТИВНОЕ НЕЙРОСЕТЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

  • Михаил Вячеславович Егорчев Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
  • Юрий Владимирович Тюменцев Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

Аннотация

В статье обсуждается проблема математического и компьютерного моделирования нелинейных динамических систем при недостаточности знаний об объекте моделирования и условиях его функционирования. Предлагаемый подход к решению этой проблемы основан на объединении возможностей теоретического и нейросетевого моделирования. Его работоспособность демонстрируется на примере моделирования продольного углового движения маневренного самолета.

Сведения об авторах

Михаил Вячеславович Егорчев, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

аспирант кафедры «Вычислительная математика и программирование»

Юрий Владимирович Тюменцев, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник кафедры «Динамика и управление летательных аппаратов» 

Литература

1. Хайкин С. Нейронные сети: Полный курс: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2006. – 1104 с.
2. Кондратьев А.И., Тюменцев Ю.В. Нейросетевое моделирование управляемого движения летательных аппаратов // Вестник Московского авиационного института. – 2010, том 17, № 4. – С. 5–11.
3. Dreyfus G. Neural networks: Methodology and applications. – Berlin ao.: Springer, 2005. – 515 pp.
4. Егорчев М.В., Козлов Д.С., Тюменцев Ю.В., Чернышев А.В. Нейросетевые полуэмпирические модели управляемых динамических систем // Вестник информационных и компьютерных технологий. – 2013, № 9. – С. 3–10.
5. Егорчев М.В., Козлов Д.С., Тюменцев Ю.В. Моделирование продольного углового движения самолета: сопоставление теоретического, эмпирического и полуэмпирического подходов // Научный вестник МГТУ ГА. – 2015, № 1 (2011). – С.116–123.
6. Егорчев М.В., Тюменцев Ю.В. Обучение полуэмпирической нейросетевой модели управляемого движения самолета // Сб. науч. трудов XVI Всероссийской науч.-техн. конф. «Нейроинформатика-2014», ч. 2. – М.: Изд-во МИФИ, 2014. – С.263–272.
7. Klein V., Morelli E.A. Aircraft system identification: Theory and practice. – Reston, VA: AIAA, 2006. – 498 pp.
8. Аэромеханика самолета: Динамика полета – 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Бочкарев и др. – М.: Машиностроение, 1985. – 360 с.
9. Nguyen L.T., Ogburn M.E., Gilbert W.P., Kibler K.S., Brown P.W., Deal P.L. Simulator study of stall/post-stall characteristics of a fighter airplane with relaxed longitudinal static stability. – NASA TP-1538, Dec. 1979. – 223 pp.
Опубликована
2016-11-26
Как цитировать
ЕГОРЧЕВ, Михаил Вячеславович; ТЮМЕНЦЕВ, Юрий Владимирович. АДАПТИВНОЕ НЕЙРОСЕТЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 12, n. 3-1, p. 195-201, nov. 2016. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/105>. Дата доступа: 24 apr. 2024
Раздел
Научное программное обеспечение в образовании и науке