Роль энциклопедии в приобщении современных учащихся к культуре академического письма

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования современной электронной энциклопедии в образовательном процессе. Отмечается, что как педагоги, так и сами учащиеся существенно недооценивают возможности третичных электронных источников, к каковым относятся и цифровые энциклопедии. Автор подчеркивает, что в формате электронной энциклопедии традиционные недостатки как печатных третичных источников, так и электронных баз данных, доступных благодаря общим поисковым системам, значительно нивелируются, тогда как достоинства тех и других сохраняются в полном объеме. Отмечается, что современные электронные энциклопедии отвечают тем особенностям информационных ожиданий и отношения к образовательному процессу, которые характерны для подрастающих поколений сегодня, а также могут выступать для обучающихся в качестве направляющих источников, имеющих проверенный базис и жесткую структуру. Использование их в образовательном процессе будет способствовать формированию у учащихся исследовательских навыков и исподволь «принуждать» их к академической работе и значительно облегчать освоение академического письма. Что, в свою очередь, может помочь в решении таких существующих в современном образовании проблем обучающихся как кризис текстовой культуры, снижение времени активного внимания и размывание устойчивой мотивации. Для наиболее эффективного использования электронной энциклопедии как учебного инструментария и в то же время постепенного формирования навыков аналитического чтения и академического письма рекомендуется введение специальных образовательных дисциплин, выступающих своеобразной учебной лоцией для освоения третичных электронных источников, выступающих, в свою очередь лоцией в мире науки.

Сведения об авторе

Daria Pavlovna Kozolupenko, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

профессор кафедры философии образования философского факультета, доктор философских наук

Литература

1. Karpov A.O. Fundamental models of education of the future. Voprosy Filosofii. 2022(1):54-64. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-54-64
2. Karpov A.O. Generative Educational Environment: Constructional and Creative Models. Pedagogika. 2018;(9):3-11. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: YAEXYD
3. Karpov A.O. Innovations and the Research Education Environment. Philosophy of Education. 2013;4:27-37. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: RAUTIF
4. Karpov A.O. Knowledge that Can Generate New Knowledge: from the Perspective of Science and Education. Voprosy Filosofii. 2020;(5):103-115. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-5-103-115
5. Perez J., Murray M.C. Generativity: The New Frontier for Information and Communication Technology Literacy. Interdisciplinary Journal of Information, Knowledge, and Management. 2010;5:127-137. https://doi.org/10.28945/1134
6. Bogoyavlenskaya D.B. On the nature of research activity. Researcher. 2020(4):29-39. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: ZHYYPP
7. Radaev V.V. Crisis in the Modern University Teaching: What went wrong? Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. 2022;(6):114-124. https://doi.org/10.31857/S013216250019853-1
8. Rozova O.A. A Reading Crisis. In Situ. 2022;(12):197-199. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: WXKMAL
9. Indrikov A.A., Poelueva L.A., Indrikova A.A. Metalanguage of "Ascending Evolution": Reflection on the Monumental Foundations of Culture. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2023;(1):146-159. (In Russ., abstract in Eng.) http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.1.10
10. Lebedeva M.Yu., Veselovskaya T.S., Kupreschenko O.F. Features of perception and understanding of digital texts: an interdisciplinary view. Perspektivy nauki i obrazovania = Perspectives of Science and Education. 2020;46(4):74-98. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.5
11. Perlov A. "What Do We Want and How Do We Explain It": Transh Formations of the Tutorial on Preparing a Research Project. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2011;(7):133-140. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: NYJJIB
12. Krysov V.V. Didactical Microunits for Designing Research Competence. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2011;(8-9):120-123. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: OFAQAJ
13. Korotkina I.B. The Story of Writing: From Classical Rhetoric to Rhetoric and Composition. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2021;30(12):75-86. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-12-75-86
14. Hyland K. Teaching and Researching Writing. New York and London: Routledge; 2015. 328 p. https://doi.org/10.4324/9781315717203
15. Smetannikova N.N. Chtenie s lista i s ehkrana [Reading from a sheet and from a screen]. Higher Education Today. 2012;(1):42-48. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: PJJKKV
16. Gilmanova A.A., Khakimzyanova D.F. Specifics of Text Perception in Digital Reading. Russian Linguistic Bulletin. 2024. 4(52). (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.18454/RULB.2024.52.6
17. Ackerman R., Goldsmith M. Metacognitive regulation of text learning: On screen versus on paper. Journal of Experimental Psychology: Applied. 2011;17(1):18-32. https://doi.org/10.1037/a0022086
18. Askwall S. Computer-supported reading vs. reading text on paper: A comparison of two reading situations. International Journal of Man-Machine Studies. 1985;22(4):425-439. https://doi.org/10.1016/S0020-7373(85)80048-1
19. Coiro J., Dobler E. Exploring the online reading comprehension strategies used by sixth-grade skilled readers to search for and locate information on the Internet. Reading research quarterly. 2007;42(2):214-257. https://doi.org/10.1598/RRQ.42.2.2
20. Delgado P., Vargas C., Ackerman R., Salmerón L. Don t Throw Away Your Printed Books: A Meta-analysis on the Effects of Reading Media on Reading Comprehension. Educational Research Review. 2018;25:23-38. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.09.003
21. Green T.D., Perera R.A., Dance L.A., Myers E.A. Impact of Presentation Mode on Recall of Written Text and Numerical Information: Hard Copy Versus Electronic. North American Journal of Psychology. 2010;12(2):233-242.
22. Muter P., Maurutto P. Reading and skimming from computer screens and books: the paperless office revisited? Behaviour & Information Technology. 1991;10(4):257-266. https://doi.org/10.1080/01449299108924288
23. Shestak V.P., Shestak N.V. Research Competence and Academic Writing. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2011;(12):115-119. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: OMTRVL
24. Valladares L. Scientific Literacy and Social Transformation. Science & Education. 2021;30:557-587. https://doi.org/10.1007/s11191-021-00205-2
25. Heuberger R., Leone L.E., Evers R. The challenges of reconstructing cultural heritage: An international digital collaboration. IFLA Journal. 2015;41(3):223-229. https://doi.org/10.1177/0340035215597235
Опубликована
2024-07-28
Как цитировать
KOZOLUPENKO, Daria Pavlovna. Роль энциклопедии в приобщении современных учащихся к культуре академического письма. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 20, n. 2, p. 299-308, july 2024. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/1074>. Дата доступа: 24 sep. 2025 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.020.202402.299-308.