Роль энциклопедии в приобщении современных учащихся к культуре академического письма
Аннотация
В статье рассматривается возможность использования современной электронной энциклопедии в образовательном процессе. Отмечается, что как педагоги, так и сами учащиеся существенно недооценивают возможности третичных электронных источников, к каковым относятся и цифровые энциклопедии. Автор подчеркивает, что в формате электронной энциклопедии традиционные недостатки как печатных третичных источников, так и электронных баз данных, доступных благодаря общим поисковым системам, значительно нивелируются, тогда как достоинства тех и других сохраняются в полном объеме. Отмечается, что современные электронные энциклопедии отвечают тем особенностям информационных ожиданий и отношения к образовательному процессу, которые характерны для подрастающих поколений сегодня, а также могут выступать для обучающихся в качестве направляющих источников, имеющих проверенный базис и жесткую структуру. Использование их в образовательном процессе будет способствовать формированию у учащихся исследовательских навыков и исподволь «принуждать» их к академической работе и значительно облегчать освоение академического письма. Что, в свою очередь, может помочь в решении таких существующих в современном образовании проблем обучающихся как кризис текстовой культуры, снижение времени активного внимания и размывание устойчивой мотивации. Для наиболее эффективного использования электронной энциклопедии как учебного инструментария и в то же время постепенного формирования навыков аналитического чтения и академического письма рекомендуется введение специальных образовательных дисциплин, выступающих своеобразной учебной лоцией для освоения третичных электронных источников, выступающих, в свою очередь лоцией в мире науки.
Литература
2. Karpov A.O. Generative Educational Environment: Constructional and Creative Models. Pedagogika. 2018;(9):3-11. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: YAEXYD
3. Karpov A.O. Innovations and the Research Education Environment. Philosophy of Education. 2013;4:27-37. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: RAUTIF
4. Karpov A.O. Knowledge that Can Generate New Knowledge: from the Perspective of Science and Education. Voprosy Filosofii. 2020;(5):103-115. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-5-103-115
5. Perez J., Murray M.C. Generativity: The New Frontier for Information and Communication Technology Literacy. Interdisciplinary Journal of Information, Knowledge, and Management. 2010;5:127-137. https://doi.org/10.28945/1134
6. Bogoyavlenskaya D.B. On the nature of research activity. Researcher. 2020(4):29-39. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: ZHYYPP
7. Radaev V.V. Crisis in the Modern University Teaching: What went wrong? Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. 2022;(6):114-124. https://doi.org/10.31857/S013216250019853-1
8. Rozova O.A. A Reading Crisis. In Situ. 2022;(12):197-199. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: WXKMAL
9. Indrikov A.A., Poelueva L.A., Indrikova A.A. Metalanguage of "Ascending Evolution": Reflection on the Monumental Foundations of Culture. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2023;(1):146-159. (In Russ., abstract in Eng.) http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.1.10
10. Lebedeva M.Yu., Veselovskaya T.S., Kupreschenko O.F. Features of perception and understanding of digital texts: an interdisciplinary view. Perspektivy nauki i obrazovania = Perspectives of Science and Education. 2020;46(4):74-98. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.5
11. Perlov A. "What Do We Want and How Do We Explain It": Transh Formations of the Tutorial on Preparing a Research Project. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2011;(7):133-140. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: NYJJIB
12. Krysov V.V. Didactical Microunits for Designing Research Competence. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2011;(8-9):120-123. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: OFAQAJ
13. Korotkina I.B. The Story of Writing: From Classical Rhetoric to Rhetoric and Composition. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2021;30(12):75-86. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-12-75-86
14. Hyland K. Teaching and Researching Writing. New York and London: Routledge; 2015. 328 p. https://doi.org/10.4324/9781315717203
15. Smetannikova N.N. Chtenie s lista i s ehkrana [Reading from a sheet and from a screen]. Higher Education Today. 2012;(1):42-48. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: PJJKKV
16. Gilmanova A.A., Khakimzyanova D.F. Specifics of Text Perception in Digital Reading. Russian Linguistic Bulletin. 2024. 4(52). (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.18454/RULB.2024.52.6
17. Ackerman R., Goldsmith M. Metacognitive regulation of text learning: On screen versus on paper. Journal of Experimental Psychology: Applied. 2011;17(1):18-32. https://doi.org/10.1037/a0022086
18. Askwall S. Computer-supported reading vs. reading text on paper: A comparison of two reading situations. International Journal of Man-Machine Studies. 1985;22(4):425-439. https://doi.org/10.1016/S0020-7373(85)80048-1
19. Coiro J., Dobler E. Exploring the online reading comprehension strategies used by sixth-grade skilled readers to search for and locate information on the Internet. Reading research quarterly. 2007;42(2):214-257. https://doi.org/10.1598/RRQ.42.2.2
20. Delgado P., Vargas C., Ackerman R., Salmerón L. Don t Throw Away Your Printed Books: A Meta-analysis on the Effects of Reading Media on Reading Comprehension. Educational Research Review. 2018;25:23-38. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.09.003
21. Green T.D., Perera R.A., Dance L.A., Myers E.A. Impact of Presentation Mode on Recall of Written Text and Numerical Information: Hard Copy Versus Electronic. North American Journal of Psychology. 2010;12(2):233-242.
22. Muter P., Maurutto P. Reading and skimming from computer screens and books: the paperless office revisited? Behaviour & Information Technology. 1991;10(4):257-266. https://doi.org/10.1080/01449299108924288
23. Shestak V.P., Shestak N.V. Research Competence and Academic Writing. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2011;(12):115-119. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: OMTRVL
24. Valladares L. Scientific Literacy and Social Transformation. Science & Education. 2021;30:557-587. https://doi.org/10.1007/s11191-021-00205-2
25. Heuberger R., Leone L.E., Evers R. The challenges of reconstructing cultural heritage: An international digital collaboration. IFLA Journal. 2015;41(3):223-229. https://doi.org/10.1177/0340035215597235

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.