Роль энциклопедии в приобщении современных учащихся к культуре академического письма

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования современной электронной энциклопедии в образовательном процессе. Отмечается, что как педагоги, так и сами учащиеся существенно недооценивают возможности третичных электронных источников, к каковым относятся и цифровые энциклопедии. Автор подчеркивает, что в формате электронной энциклопедии традиционные недостатки как печатных третичных источников, так и электронных баз данных, доступных благодаря общим поисковым системам, значительно нивелируются, тогда как достоинства тех и других сохраняются в полном объеме. Отмечается, что современные электронные энциклопедии отвечают тем особенностям информационных ожиданий и отношения к образовательному процессу, которые характерны для подрастающих поколений сегодня, а также могут выступать для обучающихся в качестве направляющих источников, имеющих проверенный базис и жесткую структуру. Использование их в образовательном процессе будет способствовать формированию у учащихся исследовательских навыков и исподволь «принуждать» их к академической работе и значительно облегчать освоение академического письма. Что, в свою очередь, может помочь в решении таких существующих в современном образовании проблем обучающихся как кризис текстовой культуры, снижение времени активного внимания и размывание устойчивой мотивации. Для наиболее эффективного использования электронной энциклопедии как учебного инструментария и в то же время постепенного формирования навыков аналитического чтения и академического письма рекомендуется введение специальных образовательных дисциплин, выступающих своеобразной учебной лоцией для освоения третичных электронных источников, выступающих, в свою очередь лоцией в мире науки.

Сведения об авторе

Daria Pavlovna Kozolupenko, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

профессор кафедры философии образования философского факультета, доктор философских наук

Опубликована
2024-07-28
Как цитировать
KOZOLUPENKO, Daria Pavlovna. Роль энциклопедии в приобщении современных учащихся к культуре академического письма. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 20, n. 2, july 2024. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/1074>. Дата доступа: 31 mar. 2025
Раздел
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА