Развитие концепции проектного обучения МИЭМ НИУ ВШЭ
Мастерская видеотехнологий как полигон проектного обучения
Аннотация
Представленная работа посвящена совершенствованию проектной модели обучения (ПМО) в Московском институте электроники и математики (МИЭМ) НИУ ВШЭ. Определяются существующие проблемы проектного обучения и предлагаются изменения в концепцию ПМО и инструменты преодоления выявленных проблем. Предложенный подход направлен на оптимизацию проектного обучения, в частности через концепцию Мастерских, рассматриваемых как экспериментальный формат для усиления практической направленности образовательного процесса. Мастерская — это образовательное и рабочее пространство, в котором коллектив (команда) студентов и преподавателей работают над проектами из одной или нескольких предметных областей. Создание мастерских способствуют освоению профильных знаний и компетенций участников команды и вовлечению студентов в работу над общественно значимыми внешними проектами. Предлагаемые изменения касаются как самого регламента проектной деятельности, так и её позиционирования и веса в учебном плане. Предлагаются ключевые изменения, касающиеся системы мониторинга и оценки деятельности студентов и получаемых ими навыков с целью обеспечения более высокой объективности измерения индивидуальных успехов каждого участника команды по ряду параметров. Эти изменения призваны повысить эффективность проектного обучения и подготовленность студентов к реальным вызовам в их будущей профессиональной деятельности. Рассматриваются также вопросы эффективности формирования проектных команд. Формат Мастерских получил одобрение администрации МИЭМ НИУ ВШЭ и включен в концепцию учебной деятельности МИЭМ НИУ ВШЭ; в настоящее время начато внедрение мастерских конкретных типов в учебный процесс. В частности, с 2023 года функционирует Мастерская видеотехнологий, которая является полигоном для апробации предложенных инновационных изменений проектной модели и инструментов их реализации.
Литература
2. Chen J., Kolmos A., Du X. Forms of implementation and challenges of PBL in engineering education: a review of literature. European Journal of Engineering Education. 2021;46(1):90-115. https://doi.org/10.1080/03043797.2020.1718615
3. Jia L., Jalaludin N.A., Rasul M.S. Design Thinking and Project-Based Learning (DT-PBL): a review of the literature. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2023;22(8):376-390. https://doi.org/10.26803/ijlter.22.8.20
4. Bystrova N.V., Urakova E.A. Technology of Project Activity as the Main Form of Education. Problems of modern pedagogical education. 2023;(78-1):83-85. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: IBZMYB
5. Indrawan E., Jalinus N., Syahril S. Review Project Based Learning. International Journal of Science and Research (IJSR). 2019;8(4):1014-1018. Available at: https://www.ijsr.net/getabstract.php?paperid=ART20196959 (accessed 17.02.2024).
6. Guo P., Saab N., Post L.S., Admiraal W. A review of project-based learning in higher education: Student outcomes and measures. International Journal of Educational Research. 2020;102:101586. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2020.101586
7. Du X., Han J. A Literature review on the definition and process of Project-Based Learning and other relative studies. Creative Education. 2016;7(7):1079-1083. https://doi.org/10.4236/ce.2016.77112
8. Chen C.-H., Yang. Y.-C. Revisiting the effects of project-based learning on students academic achievement: a meta-analysis investigating moderators. Educational Research Review. 2019;26:71-81. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.11.001
9. Zhang L., Ma Y. A study of the impact of project-based learning on student learning effects: a meta-analysis study. Frontiers in Psychology. 2023;14:1202728. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1202728
10. Yunita Y., Juandi D., Kusumah Y.S., Suhendra S. The effectiveness of the Project-Based Learning (PjBL) model in students mathematical ability: A systematic literature review. Journal of Physics: Conference Series. 2021;1882: 012080. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1882/1/012080
11. Yusnidar E., Nadila N. A. Analysis of student responses to student worksheets based on Project Based Learning models. Integrated Science Education Journal. 2023;4(3):111-116. https://doi.org/10.37251/isej.v4i3.718
12. Plotnikova I.V., Redko L.A., Sheveleva E.A., Efremova O.N. Project activity as an integral part of the research activities of students at the university. Modern problems of science and education. 2021;(2):1-10. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17513/spno.30669
13. Muratova I.A. Project-based training of students as the main condition for their readiness for professional activity. Modern pedagogical education. 2022;(9):171-176. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: CBHZEW
14. Fadhilah M.H., Rian F.R. The effectiveness of Project-Based Learning (PjBL) on learning outcomes: a meta-analysis using JASP. JIPF (Jurnal Ilmu Pendidikan Fisika). 2023;8(3):327-336. https://doi.org/10.26737/jipf.v8i3.3701
15. Loughry M., Ohland M., Woehr D. Assessing Teamwork Skills for Assurance of Learning Using CATME Team Tools. Journal of Marketing Education. 2014;36:5-19. https://doi.org/10.1177/0273475313499023
16. Bani-Hani E., Shalabi A., Alkhatib F., Eilaghi A., Sedaghat A. Factors affecting the team formation and work in Project Based Learning (PBL) for multidisciplinary engineering subjects. Journal of Problem Based Learning in Higher Education. 2018;6(2):136-143. https://doi.org/10.5278/ojs.jpblhe.v6i2.2002
17. Epelde E., Artetxe M., Aranzabal A. Team formation on the basis of Belbin s roles to enhance students performance in project based learning. Education for Chemical Engineers. 2022;38:22-37. https://doi.org/10.1016/j.ece.2021.09.001
18. Delice F., Rousseau M., Feitosa J. Advancing Teams Research: What, When, and How to Measure Team Dynamics Over Time. Frontiers in Psychology. 2019;10:1324. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01324
19. Wang X.M., Yu X.H., Hwang G.J., et al. An online progressive peer assessment approach to project-based learning: a constructivist perspective. Educational technology research and development. 2023;71:2073-2101. https://doi.org/10.1007/s11423-023-10257-6
20. Trishchenko D.A. Experience of project-based learning: an attempt at an objective analysis of achievements and problems. Education and Science. 2018;(4):132-152. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-132-152
21. Ambarova P.A., Zborovsky G.E. Professional adaptation of university students in the changing world of professions. Education and Science. 2023;25(2):191-223. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-191-223
22. Kuklina M.V., Trufanov A.I., Urazova N.G., Bondareva A.V. Analysis of the implementation of project-based learning in Russian universities. Modern problems of science and education. 2021;(6):40-44. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17513/spno.31320
23. Khamidulin V.S. Modernization of the model of project-oriented learning at a university. Higher education in Russia. 2020;29(1):135-149. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-135-149
24. Cappelli P., Tavis A. HR goes agile. Harvard Business Review. 2018;96(2):46-52. Available at: https://hbr.org/2018/03/hr-goes-agile (accessed 17.02.2024).
25. Bhutoria A. Personalized education and artificial intelligence in the United States, China, and India: A systematic review using a human-in-the-loop model. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2022;3:100068. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2022.100068

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.