Роль школьной олимпиады по информатике в поступлении в высшие учебные заведения

  • Maria Romanovna Kiba Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II http://orcid.org/0000-0001-9999-8146
  • Mikhail Yurevich Timohin Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет http://orcid.org/0000-0002-8562-3762

Аннотация

Целью статьи был анализ олимпиад школьников по информатике за всю историю их существования. В статье рассмотрена история олимпиадного движения с 1985 года по настоящее время. Проанализированы существенные изменения, которым подвергся процесс поступления в высшие учебные заведения с введением обязательного единого государственного экзамена, прошедшей пандемии, как изменялась структура контингента и проходные баллы на направления, связанные с информационными технологиями. Приведены наглядные примеры изменения количества контингента, а также изменения качества за последние годы. Указаны российские олимпиады по информатике, входящие в перечень, рекомендуемых олимпиад Российским союзом олимпиад школьников и министерством просвещения, чем они отличаются и как зависит количество привлекаемых участников от условий олимпиады. Приведены статистические выкладки по количеству участников на примере олимпиады "Гранит науки" по профилю информатика за последние годы, и каким образом влияет на олимпиаду формат проведения. Рассмотрены условия задач за последние 38 лет, а также условия, в которых были организованы олимпиады, и какая мотивация была у участников разных лет. Предложены дальнейшие перспективы развития олимпиады школьников по информатике и ее влияние на профессиональный уровень подготовки будущих специалистов в предметной области, формирование контингента в высших учебных заведениях и популярности информационных технологий в Российской Федерации как ведущего направления подготовки квалифицированных кадров.

Сведения об авторах

Maria Romanovna Kiba, Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II

доцент кафедры информационных систем и вычислительной техники факультета фундаментальных и гуманитарных дисциплин, кандидат технических наук

Mikhail Yurevich Timohin, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

старший преподаватель кафедры информатики факультета инженерной экологии и городского хозяйства

Литература

1. Kozhemyachenko V.I., Klimova D.N. Monitoring rezul'tatov regional'noj olimpiady shkol'nikov po informatike 2009/2010 uchebnogo goda [Monitoring the results of the regional school Olympiad in computer science for the 2009/2010 academic year]. Sovremennye voprosy teorii i praktiki obucheniya v vuze. 2011;(13):170-177. (In Russ.) EDN: RYAIQT
2. Ovchinnikova E.N., Krotova S.Y. Training Mining Engineers in the Context of Sustainable Development: A Moral and Ethical Aspect. European Journal of Contemporary Education. 2022;11(4):1192-1200. https://doi.org/10.13187/ejced.2022.4.1192
3. Chernov S.F. Informatization of the Rural School Education as a Contemporary Stage Pedagogic Issue. Izvestia: Herzen State Pedagogical Institute Journal of Humanities & Sciences. 2008;(73-2):226-231. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: MVQFYV
4. Morozov V.V. Zadachi gorodskoj olimpiady shkol'nikov po informatike [Tasks of the city school Olympiad in computer science]. Informatika i obrazovanie = Informatics and education. 2007;(2):87-98. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: HYOEWN
5. Uskova O.F., Gorbenko O.D. Vserossijskaya studencheskaya olimpiada po informatike i programmirovaniyu [All-Russian Student Olympiad in Informatics and Programming]. Modern problems of science and education. 2009;(2):89. (In Russ.) EDN: KVCSLH
6. Zhulanova V.P., Kolpakov O.L. Analiz i problema informatizacii v shkolah [Analysis and problems of development of informatization in schools]. The academic Journal of Moscow City University, series "Informatics and Informatization of Edication". 2007;(9):158-163. (In Russ.) EDN: LDMIMD
7. Komarova E.V. Problemy informatizacii v shkole [Problems of informatization in school]. Pedagogicheskij universitetskij vestnik Altaja. 2003;(1):36. (In Russ.) EDN: SBMETP
8. Dobryakova M.S., Androuschak G.V. Admission to Russian State Universities in 2010: To See and to Start Thinking. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies (Moscow). 2010;(4):101-122. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17323/1814-9545-2010-4-101-121
9. Mazakov E.B. From the history of cybernetics on the example of the department of information systems and computer engineering of the mining university. Voprosy Istorii. 2022;(5):107-117. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202205Statyi16
10. Can M.H. An Investigation of Teacher's Use of Elearning in Science Olympiad in Russian Schools. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2015;191:241-249. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.484
11. Prakhov I. Indicators of higher education quality and salaries of university graduates in Russia. International Journal of Educational Development. 2023;99:102771. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2023.102771
12. Gurban I.A., Tarasyev A.A. Global trends in education: Russia case study. IFAC-PapersOnLine. 2016;49(6):186-193. https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2016.07.175
13. Marques Is., Remington Th., Bazavliuk Vl. Encouraging skill development: Evidence from public-private partnerships in education in Russia s regions. European Journal of Political Economy. 2020;66:101888. https://doi.org/10.1016/j.ejpoleco.2020.101888
14. Francesconi M., Slonimczyk F., Yurko A. Democratizing access to higher education in Russia: The consequences of the unified state exam reform. European Economic Review. 2019;117:56-82. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2019.04.007
15. Vorontsov A., Vorontsova E. Innovative Education in Russia: The Basic Tendencies Analysis. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2015;214:1147-1155. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.731
16. Kolachev N., Kovaleva G. General intelligence in middle school students from different Russian regions: Results of PISA-like tests. Intelligence. 2023;98:101756. https://doi.org/10.1016/j.intell.2023.101756
17. Gardanova Zh. , Ponkratov V., Kuznetsov N., Nikitina N., Dudnik Ol., Latypova E., Shcherbatykh S. A Model for Optimizing the Structure of Teaching Techniques for Distance Learning in the Russian Higher Education System. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2020;16(4):147. https://doi.org/10.3390/joitmc6040147
18. Yurak V.V., Dushin A.V., Mochalova L.A. Protiv ustojchivogo razvitiya: scenarii budushchego [VS Sustainable Development: Scenarios for the Future. Zapiski Gornogo Instituta = Journal of Mining Institute. 2022;242:242-247. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31897/pmi.2020.2.242
19. Razmanova S.V., Andrukhova .V. Oilfield Service Companies as Part of Economy Digitalization: Assessment of the Prospects for Innovative Development. Zapiski Gornogo Instituta = Journal of Mining Institute. 2020;244:482-492. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31897/pmi.2020.4.11
20. Kretschmann Ju., Plien M., Nguyen T.H.N., Rudakov M. Effective Capacity Building by Empowerment Teaching in the Field of Occupational Safety and Health Management in Mining. Zapiski Gornogo Instituta = Journal of Mining Institute. 2020;242:248-256. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31897/PMI.2020.2.248
21. Litvinenko V., Bowbrick I., Naumov I., Zaitseva Z. Global guidelines and requirements for professional competencies of natural resource extraction engineers: Implications for ESG principles and sustainable development goals. Journal of Cleaner Production. 2022;338:130530. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2022.130530
22. Valeeva R., Valeeva A Intercultural Education from Russian Researches Perspective. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2017;237:1564-1571. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.246
23. Prakhov I., Yudkevich M. University admission in Russia: Do the wealthier benefit from standardized exams? International Journal of Educational Development. 2019;65:98-105. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2017.08.007
24. Prakhov I., Kotomina O., Sazhina A. University admission in Russia: Do the wealthier benefit from standardized exams? International Journal of Educational Development. 2020;78:102252. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2020.102252
25. Chlopak O. Computers in Russian schools: current conditions, main problems, and prospects for the future. Computers & Education. 2003;40(1):41-55. https://doi.org/10.1016/S0360-1315(02)00093-3 
Опубликована
2024-07-28
Как цитировать
KIBA, Maria Romanovna; TIMOHIN, Mikhail Yurevich. Роль школьной олимпиады по информатике в поступлении в высшие учебные заведения. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 20, n. 2, p. 496-507, july 2024. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/1112>. Дата доступа: 11 sep. 2025 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.020.202402.496-507.
Раздел
Школьное образование по информатике и информационным технологиям