Применение модели стохастической динамики для формирования управляющих сигналов светофора

  • Anton Sergeevich Aleshkin МИРЭА – Российский технологический университет

Аннотация

Данная статья посвящена актуальной проблеме управления транспортными потоками. Целью исследования является выполнение оптимизации загруженности полос дорожной сети с помощью светофоров с динамически формируемыми фазами разрешающих сигналов и перколяционных свойств дорожной сети. В качестве основных компонент управления автор выделяет умные светофоры, показывает значение фаз светофорного регулирования. В качестве данных для управления используется контроль потоков автомобилей на каждой дорожной полосе движения. Показано, что порог перколяции транспортной сети может задавать параметр, характеризующий необходимую надежность транспортной сети и сигнализирующий о необходимости дополнительного управления, если такой порог числа машин на полосе – превышен. Предложена идея запрета выезда на полосы дорожного движения (после светофора), если находящееся на них число машин превышает разрешенный порог. Для применения выполнения расчётов динамических фаз светофорного управления и выбора подходящей полосы для управления используется показанная модель стохастической динамики занятости полосы дорожного движения, в которой изменение числа машин рассматривается как случайный процесс. Показана сформированная программа управления дорожным движением в которой, для расчета следующего разрешительного управляющего сигнала и его длительности, выбирается дорожная полоса с подходящими параметрами, формируется фаза светофорного управления, включающая разрешающий сигнал для выбранной полосы и полос, которые могут быть открыты для проезда вместе с выбранной. При этом учитывается, что часть полос выезда с перекрёстка могут быть недоступны из превышенного на них числа машин. Результаты сравнения полученного динамического светофора и статически определенных светофорных фаз в системе симуляции SUMO показывают, что описанное решение позволяет снизить число полностью заблокированных дорожных полос на 34,5%, при незначительном ухудшении общей пропускной способности.

Сведения об авторе

Anton Sergeevich Aleshkin, МИРЭА – Российский технологический университет

доцент кафедры КБ‑3 "Разработка программных решений и системное программирование" Института кибербезопасности и цифровых технологий, кандидат технических наук

Опубликована
2024-12-15
Как цитировать
ALESHKIN, Anton Sergeevich. Применение модели стохастической динамики для формирования управляющих сигналов светофора. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 20, n. 4, dec. 2024. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/1163>. Дата доступа: 26 mar. 2025
Раздел
Цифровая трансформация транспорта