КЛЮЧЕВЫЕ МОТИВАТОРЫ ЗАПУСКА АВТОРСКОГО ОНЛАЙН-КУРСА: ОЖИДАНИЯ И ПЕРВЫЕ ИТОГИ

  • Анастасия Олеговна Попова Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Аннотация

В статье представлены результаты первичного этапа исследования факторов, мотивирующих преподавателей российских вузов к созданию онлайн-курса. На основе обзора литературы составлена концептуальная модель, содержащая сгруппированные факторы-мотиваторы, которые потенциально могут оказывать влияние на принятие преподавателем решения о запуске онлайн-курса. Пилотный опрос среди преподавателей НИУ Высшая школа экономики показал, что, запуская онлайн-курс, преподаватели, в первую очередь, ощущают свой вклад в повышение престижа университета. Некоторые создают онлайн-курс по заданию руководства, а также ради получения дополнительного материального вознаграждения. Для многих онлайн-курс – это возможность интегрироваться в глобальную образовательную систему и распространить таким образом свои исследования. В заключении полученные результаты сопоставлены с теоретическими основами, представленными в тематических блоках обзора литературы, также обозначены направления дальнейших исследований.

Сведения об авторе

Анастасия Олеговна Попова, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

студентка магистратуры, 2 курс, Институт статистических исследований и экономики знаний

Литература

1. Астахова Т.А. Возможности и проблематика дистанционных форм обучения, выбор системы дистанционного обучения // Управление человеческим потенциалом. – 2012. – №1(29). – С.56-63.
2. Боровая С.Л. Открытое образование в России: необходимость, состояние, развитие // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – №3(8). – С.52-54.
3. ВШЭ стала партнером образовательного проекта «Coursera» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/news/edu/98446075.html (дата обращения: 02.10.2016).
4. Дацун Н.Н., Уразаева Л.Ю. Использование массовых открытых онлайн-курсов в математической подготовке специалистов по программной инженерии // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – Т.7 - №2 (27). – С.1-15.
5. Дерюгина А.А. Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому языку студентов инженерного профиля // Молодой учёный. – 2015. - №13(93). – С.624-627.
6. Долженкова В.В. К вопросу об особенностях современного онлайн-обучения // Stephanos. – 2016. – №4(18). – С.71-76.
7. Жанабекова Е.И. Инновации в современном дистанционном образовании // Наука и общество. – 2014. – №2(17). – С.120-125.
8. Жукова Е.Э., Халюшева Г.Р. Современные подходы к изучению иностранного языка // Труда Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2015. – №24. – С.119-123.
9. Иванова Т.Г. Онлайн-образование: прагматизм вместо эйфории // Электронный научный журнал. – 2016. – №1(4). – С.305-315.
10. Климентьев Д.Д., Климентьева В.В. Оптимизация академических образовательных программ российских вузов за счет использования массовых открытых онлайн-курсов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – 2015. – №4(14). – С.22-28.
11. Костюк Ю.Л., Левин И.С., Фукс А.Л. и др. Массовые открытые онлайн-курсы - современная концепция в образовании и обучении // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – №1(26). – С.89-98.
12. Кузьмин К.В., Петрова Л.Е. Виртуальная академическая мобильность студентов посредством MOOCs: методические решения преподавателя вуза // Педагогическое образование в России. – 2015. – №12. – С.177-182.
13. Мартынов К.К. Дистанционная Coursera // Отечественные записки. – 2013. – №4. – С.307-316.
14. Можаева Г.В. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития // Гуманитарная информатика. – 2013. – №7. – С.126-138.
15. Неверова А.В., Барташук Н.В. Инновационные технологии в дистанционном образовании // Общество: социология, психология, педагогика. – 2015. -№3. – С.31-37.
16. Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны MOOC // Успехи современного естествознания. – 2015. – №3. – С.199-204.
17. Семенова Т.В., Рудакова Л.М. Барьеры при прохождении массовых открытых онлайн-курсов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2015. - №3. – С.36-48.
18. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 03.10.2016).
19. Шараева Б.В. Дизайн и современные интерфейсы в электронном обучении (E-learning) // Управление человеческим потенциалом. – 2015. – №3-4 (43-44). – С.196-201.
20. Coursera. Наши партнеры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.coursera.org/about/partners/ru (дата обращения: 14.10.2016)
Опубликована
2016-11-26
Как цитировать
ПОПОВА, Анастасия Олеговна. КЛЮЧЕВЫЕ МОТИВАТОРЫ ЗАПУСКА АВТОРСКОГО ОНЛАЙН-КУРСА: ОЖИДАНИЯ И ПЕРВЫЕ ИТОГИ. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 12, n. 3-2, p. 75-82, nov. 2016. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/127>. Дата доступа: 26 apr. 2024
Раздел
Е-learning, информационные технологии в образовании