ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА

  • Кирилл Георгиевич Скрипкин Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Аннотация

В статье обсуждается формирование организационных механизмов российского вуза под влиянием внешней среды, определяемой, прежде всего, действующим законодательством и документами Министерства образования и науки. Это влияние разнообразно и неоднозначно, поэтому его совокупные результаты требуют детального анализа с использованием специализированных инструментов. В статье предлагаются новый инструмент такого анализа на основе шаблона бизнес-модели А.Остервальдера и И.Пинье и модели организационного дизайна Г.Минцберга. Этот инструмент позволяет провести системный анализ организационного дизайна вуза, его внутренней целостности и его соответствия условиям работы вуза. В частности, демонстрируется, как система ограничений и стимулов, созданных Минобрнауки в 2010-16 гг., ведет к снижению качества образования в классическом университете.

Сведения об авторе

Кирилл Георгиевич Скрипкин, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической информатики экономического факультета; доцент кафедры управления информационными системами и цифровой инфраструктурой Школы бизнес-информатики факультета бизнеса и менеджмента

Литература

1. Агиевич В.А., Скрипкин К.Г. Управление бизнес-процессами: проблема учета комплементарных связей // Управление жизненным циклом информационных систем. Архитектура предприятия. Труды конференции "Математика и информационные технологии в нефтегазовом комплексе". — Сургут: ОАО «Сургутнефтегаз», 2014. — 88с. — с.38 – 53.
2. Багузин С.В. Александр Остервальдер. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора. URL: http://baguzin.ru/wp/?p=1999 (дата обращения: 17.10.2016).
3. Беляков С.А., Т.Л.Клячко. Российское высшее образование: модели и сценарии развития. — М.: Дело, 2013. — 314 с.
4. Л.М.Гохберг, И.Ю.Забатурина, Н.В.Ковалева, В.И.Кузнецова, О.К.Озерова, Н.Г.Шугаль. Индикаторы образования: 2016: статистический сборник. — М.: НИУ ВШЭ. — 2016. — 320 с.
5. Протоиерей Г.Егоров, Т.В.Меланина. Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования. — М.: ПСТГУ, 2013. — 113 с.
6. Клячко Т.Л. Образование в России: проблемы и тенденции развития. // Народное образование. — 2010. — №10 — с. 43 - 51.
7. Мау В.А. Человеческий капитал: вызовы для России // Научно-аналитический журнал «Наука и практика» РЭУ им. Г.В.Плеханова. — 2013. — №2. — с. 9 – 19.
8. Министерство образования и науки. Федеральные государственный образовательные стандарты поколения 3+ // Федеральный государственный образовательный портал. 29.06.2015. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.82/index.php, (дата обращения: 16.04.2016).
9. Министерство образования и науки. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу «Образование». URL: http://fin.edu.ru/InfoPanel/min_obr1.html (дата обращения: 15.10.2016).
10. А.Остервальдер, И.Пинье. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 288 с.
11. М.Портер. Что такое стратегия // Конкуренция. — М.: Вильямс, 2003. — 608 с. — с.65-106.
12. РИА «Новости». Десять основных положений нового закона об образовании. URL: http://ria.ru/spravka/20130826/958263873.html (дата обращения: 11.05.2016).
13. Савинова М.В. Падение интеллектуального потенциала России в результате реформы высшего образования неизбежно // Вестник РЭУ. — 2013. — №7. — с.5 – 13.
14. Evenson R.E., L.E.Westphal. Technological Change and Technology Strategy // Jere Behrman, T.N.Srinivasan (eds.) Handbook of Development Economics, Vol.3А. — Elsevier, 1988. — pp. 2209 – 2299.
15. M. E. Iacob, L. O. Meertens, H. Jonkers, D. A. C. Quartel, L. J. M. Nieuwenhuis, M. J. van Sinderen. From enterprise architecture to business models and back // Software Systems Modeling. — Vol.13, No.3 (July, 2014). — pp.1059 – 1083.
16. Milgrom P., Roberts, J, Economics of Modern Manufacturing: Technology, Strategy, and Organization // The American Economic Review. — Vol. 80, No. 3 (Jun., 1990). — pp. 511-528.
17. Mintzberg H., Structure in fives: Designing Effective Organizations. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1983. — 312 p.
18. Scheer A.W., Nüttgens M. ARIS Architecture and Reference Models for Business Process Management // Wil van der Aalst, Jörg Desel, Andreas Oberweis (eds.). Business Process Management: Models, Techniques, and Empirical Studies. — Springer, 2000 — 390 p. — pp.376 – 389.
19. The Open Group. ArchiMate 3.0 specification. — The Open Group, June 2016. — URL: http://pubs.opengroup.org/architecture/archimate3-doc/toc.html (дата обращения: 06.10.16).
20. U.S. Department of Defence. The DoDAF Architecture Framework Version 2.02. — 2009. URL: http://dodcio.defense.gov/Library/DoDArchitectureFramework.aspx (дата обращения: 15.05.2016).
21. Winston G. Subsidies, Hierarchy and Peers: The Awkward Economics of Higher Education // The Journal of Economic Perspectives. — Vol. 13, No. 1 (Winter, 1999). — pp. 13-36.
22. Zahman J.A. A framework for information systems architecture. IBM Systems Journal. — vol. 26, №.3. — 1987 — pp. 454 – 470.
Опубликована
2016-11-26
Как цитировать
СКРИПКИН, Кирилл Георгиевич. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 12, n. 3-2, p. 225-236, nov. 2016. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/154>. Дата доступа: 23 apr. 2024