ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА И ВИЗУАЛИЗАЦИИ МНОГОМЕРНЫХ ДАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

  • Лариса Юрьевна Овсяницкая Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации http://orcid.org/0000-0001-6598-9110
  • Елена Юрьевна Никитина Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет http://orcid.org/0000-0001-9550-4700
  • Юлия Валентиновна Лысенко Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации http://orcid.org/0000-0002-8173-4174
  • Юлия Валерьевна Подповетная Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации http://orcid.org/0000-0003-1673-7720
  • Ирина Павловна Постовалова Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации http://orcid.org/0000-0002-5022-7751
  • Алексей Дмитриевич Овсяницкий Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) http://orcid.org/0000-0002-7217-1808

Аннотация

Актуальность проблемы создания технологии анализа и визуализации многомерных данных педагогического мониторинга обусловлена необходимостью адаптации высшего образования к условиям цифровой трансформации общества.  Концепция цифровой экономики предусматривает сквозную цифровизацию всех институтов и структур общества и их интеграцию в единую экосистему. В работе показано, что образование является одним из важнейших институтов общества, в котором возникают изменения или цифровые трансформации. Рассмотрена цифровая трансформация в образовании как способ адаптации отрасли к стремительно меняющимся условиям. Доказано, что для того чтобы готовить конкурентоспособных специалистов в различных областях экономики, педагогические технологии также должны изменяться, и в процесс образования должны быть внедрены существующие цифровые технологии. В статье представлен разработанный авторами алгоритм анализа и визуализации большого массива количественных и качественных данных педагогического мониторинга с возможностью построения прогнозных моделей. Ведущими методами к исследованию проблемы являются методы включенного наблюдения, педагогического эксперимента и методы математической статистики. Результатом работы является технология, позволяющая педагогу позволит обрабатывать разнородные данные педагогического мониторинга и визуализировать их в удобном для пользователей виде. Полученные результаты способствуют принятию решений и реализации оптимального педагогического управления. Сочетание технологии с возможностями вычислительной техники и современных средств коммуникации позволяет успешно применять её в рамках проведения массовых on-line курсов. Материалы статьи могут быть полезны преподавателям высших учебных заведений.

Сведения об авторах

Лариса Юрьевна Овсяницкая, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры математики и информатики, Челябинский филиал

Елена Юрьевна Никитина, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русский язык, литературы и методики преподавания русского языка и литературы

Юлия Валентиновна Лысенко, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и финансов, Челябинский филиал

Юлия Валерьевна Подповетная, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и информатики, Челябинский филиал

Ирина Павловна Постовалова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

кандидат физико-математичеcких наук, доцент, доцент кафедры математики и информатики, Челябинский филиал

Алексей Дмитриевич Овсяницкий, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

студент, Высшая школа электроники и компьютерных наук

Литература

[1] Marty J., Carron T., Pernelle P. Observe and react: interactive indicators for monitoring pedagogical sessions. International Journal of Learning Technology. 2012; 7(3):277-296. DOI: 10.1504/IJLT.2012.049195
[2] Saudabaeva G., Tymbolova A., Kolumbaeva S., Aitzhanova R., Bodeev M. Monitoring of the Educational Process During the Pedagogical Practical Training in School. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; 11(10):3532-3547. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26985335 (accessed 12.08.2018).
[3] Sinitsyn A.A., Nikiforov O.Yu. Informational System of Monitoring, Forecasting and Stimulation for Innovation-Oriented Activity of Scientific and Scientific-Pedagogical University Personnel. World Applied Sciences Journal (Education, Law, Economics, Language and Communication). 2013; 27:355-360. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.elelc.72
[4] Guéraud V., Cagnat J.M. Automatic Semantic Activity Monitoring of Distance Learners Guided by Pedagogical Scenarios. W. Nejdl, K. Tochtermann (eds). Innovative Approaches for Learning and Knowledge Sharing. EC-TEL 2006. Lecture Notes in Computer Science. Vol. 4227. Springer, Berlin, Heidelberg, 2006, pp. 476-481. DOI: 10.1007/11876663_39
[5] Smyth R., Bossu C., Stagg A. Toward an Open Empowered Learning Model of Pedagogy in Higher Education. I. Management Association (Ed.) Blended Learning: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications. Hershey, PA: IGI Global, 2017, pp. 2196-2214. DOI: 10.4018/978-1-5225-0783-3.ch106
[6] Barinova N., Zakirova V., Akhmetova D., Lysogorova L. Monitoring of the Educational Process with the Use of Information and Communication Technologies: A Case Study in Computer Science. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018; 14(6):2379-2391. DOI: 10.29333/ejmste/89840
[7] Mazouak A., Bassiri B., Lamniai C., Jaouad C., Malika C., Belaaouad C. Multidisciplinary study of the use of ICT in the digitization of pedagogical and managerial practices. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2018; 10(4S):440-445. DOI: 10.4314/jfas.v10i4s.188
[8] Mazza R., Dimitrova V. A graphical student monitoring tool for supporting instructors in web-based distance courses. International Journal of Human-Computer Studies. 2007; 65(2):125-139. DOI: 10.1016/j.ijhcs.2006.08.008
[9] Rei A., Figueira A., Oliveira L. A System for Visualization and Analysis of Online Pedagogical Interactions. Proceedings of the 2017 International Conference on E-Education, E-Business and E-Technology (ICEBT 2017). ACM, New York, NY, USA, 2017, pp. 42-46. DOI: 10.1145/3141151.3141161
[10] Michel M. Pedagogical Opportunities Of Microsoft’s Adventure Works Business Case And Data Model. Proceedings of the Southern Association for Information Systems Conference. Hilton Head Island, SC, USA, 2015. Available at: https://aisel.aisnet.org/sais2015/20 (accessed 12.08.2018).
[11] Khan M., Wu X., Xu X., Dou W. Big data challenges and opportunities in the hype of Industry 4.0. Proceedings of 2017 IEEE International Conference on Communications (ICC). Paris, 2017, pp. 1-6. DOI: 10.1109/ICC.2017.7996801
[12] Day P. BI Solutions Using SSAS Tabular ModelIn Your Pocket. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2016. 174 p.
[13] Cristescu M. Using OLAP Data Cubes in Business Intelligence. Scientific Bulletin. 2017; 21(2):80-86. DOI: 10.1515/bsaft-2016-0039
[14] Nagar P., Atriwal L., Mehra H., Tayal S. Comparison of generalized and big data business intelligence tools. Proceedings of 2016 3rd International Conference on Computing for Sustainable Global Development (INDIACom). New Delhi, 2016, pp. 3585-3588.
[15] Miškuf M., Zolotová I. Application of business intelligence solutions on manufacturing data. Proceedings of the 13th International Symposium on Applied Machine Intelligence and Informatics (SAMI). Herl'any, 2015, pp. 193-197. DOI: 10.1109/SAMI.2015.7061874
[16] Ovsyanitskaya L.Yu. The Olap-cubes technology application for analysing pedagogical monitoring data. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. 2014; 171:271-279. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22548189 (accessed 12.08.2018). (In Russian)
[17] Yashchuk D.Y., Golub B.L. Research on the use of OLAP Technologies in Management Tasks. Z. Hu, S. Petoukhov, I. Dychka, M. He (eds) Advances in Computer Science for Engineering and Education, ICCSEEA. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 754. Springer, Cham, 2018, pp. 683-691. DOI: 10.1007/978-3-319-91008-6_67
[18] Barsegyan A.A. et al. Data analysis technologies: Data Mining, Visual Mining, Text Mining, OLAP. St. Petersburg: BHV-Petersburg, 2007. 384 p. (In Russian)
[19] Beheshti S.-M.-R., Benatallah B., Motahari-Nezhad H.R. Scalable graph-based OLAP analytics over process execution data. Distributed and Parallel Databases. 2016; 34(3):379-423. DOI: 10.1007/s10619-014-7171-9
[20] Mansmann S., Rehman N.U., Weiler A., Scholl M.H. Discovering OLAP dimensions in semi-structured data. Information Systems. 2014; 44:120-133. DOI: 10.1016/j.is.2013.09.002
[21] Kulikov G.G, Startsev G.V., Yakovlev N.N et al. Using OLAP-technology for a comprehensive analysis of the main indicators of business processes of the department of the university. Bulletin of Ufa Aviation Techn. Univ. = Vestnik UGATU. 2007; 7:60-66. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=12416894 (accessed 12.08.2018). (In Russian)
[22] Nikitina E.Yu., Ovsyanitskaya L.Yu. Construction of the OLAP-model of competence for pedagogical management on the cycles of postgraduate education of doctors. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2014; 6:102-112. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22109707 (accessed 12.08.2018). (In Russian)
[23] Ovsyanitskaya L.Yu. Theoretical-methodological bases of information competence formation of public health care experts. M.: Publishing house "Pero", 2015. 163 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23678639 (accessed 12.08.2018). (In Russian)
[24] Ovsyanitskaya L.Yu. Technological bases of information competence of health care professionals formation on the basis of intellectual analysis of pedagogical monitoring data. M.: Publishing House "Pero", 2016. 180 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26545624 (accessed 12.08.2018). (In Russian)
[25] Professional education of the XXI century. E.Yu. Nikitina (ed). M.: Publishing house "Pero", 2016. 227 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25569107 (accessed 12.08.2018). (In Russian)
[26] Ovsyanitskaya L.Yu. Application of OLAP-technologies for the construction of a transfer system of the educational process. IKBFU's Vestnik. Ser. Philology, Pedagogy, and Psychology. 2014; 5:13-21. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21545611 (accessed 12.08.2018). (In Russian)
[27] Ovsyanitskaya L.Yu. Construction and implementation of the uniar model of information competence of health care professionals. M.: Publishing house "Pero", 2016. 172 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25158292 (accessed 12.08.2018). (In Russian)
Опубликована
2018-12-10
Как цитировать
ОВСЯНИЦКАЯ, Лариса Юрьевна et al. ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА И ВИЗУАЛИЗАЦИИ МНОГОМЕРНЫХ ДАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 14, n. 4, p. 793-802, dec. 2018. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/446>. Дата доступа: 27 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.14.201804.793-802.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение