СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА

  • Вячеслав Геннадиевич Марача Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Финансовый университет при Правительстве РФ; Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» http://orcid.org/0000-0002-4556-3363

Аннотация

Сетевая организация и системные принципы управления во взаимоотношениях инновационного бизнеса и государства рассмотрены на материале формирования в России инновационных кластеров и экосистем. В фокус внимания поставлена проблематика формирования инновационных кластеров и экосистем как коллаборативных сообществ, перехода к «кластерной организации управления» (Cluster Governance) как новой продвинутой форме организации инновационного процесса, а также политика государства по поддержке такого перехода вместе с отношениями государства и бизнеса в данном контексте. Показано, что если мы рассматриваем инновационные кластеры и экосистемы не как объекты, а как новый тип организации управления, то это требует нового качества государственного управления, перехода к его современным моделям. Показано отличие инновационных кластеров и экосистем как двух основных форм организации инновационного процесса, реализующих модель Cluster Governance. В основание анализа форм организации инновационного процесса положена та же теоретико-организационная схема, которая используется при типологизации моделей государственного управления: «иерархии – рынки – сети». Гипотеза заключается в том, что эта схема может выступать «общим знаменателем» для рассмотрения моделей государственного управления, организации инновационного бизнеса и взаимодействия бизнеса с государством.

Сведения об авторе

Вячеслав Геннадиевич Марача, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Финансовый университет при Правительстве РФ; Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, НИЦ публичной политики и государственного управления, Институт общественных наук; доцент, кафедра системного анализа в экономике; доцент, кафедра стратегического планирования и методологии управления

Литература

[1] Porter M.E. Clusters and the New Economics of Competition. Harvard Business Review. 1998. Nov.-Dec., pp. 77-90. Available at: https://hbr.org/1998/11/clusters-and-the-new-economics-of-competition (accessed 12.09.2018).
[2] Maracha V.G., Krasnikova T.S. Relations of the State and Business in the Context of Innovation Clusters Formation in Russia: Typology of Models and Socio-Cultural Factors. Russia and the World: Global Challenges and Strategies for Socio-Cultural Modernization. Moscow, FNRSC RAS, 2017, pp. 497–502. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32403642 (accessed 12.09.2018). (In Russian)
[3] Bevir M. Governance: A Very Short Introduction. Oxford, Oxford University Press, 2012. 152 p.
[4] Bespalov S.V., Maracha V.G. Strategic Cycle of Public Administration in the Context of the Multimodality Principle and the Idea of a “Viable” State. Gosudarstvennaya sluzhba = Public Administration. 2017; 19(4):25-31. DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-4-25-31
[5] Smorodinskaya N.V. Network Innovation Ecosystems and their Role in Dynamisation of Economic Growth. Innovation. 2014; 7(189):27-33. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23104054 (accessed 12.09.2018). (In Russian)
[6] Thomson A.M., Perry J.L. Collaboration Processes: Inside the Black Box. Public Administration Review. 2006; 66(s1):20-32. DOI: 10.1111/j.1540-6210.2006.00663.x
[7] Gilsing V. Cluster Governance: How clusters can adapt and renew over time. The DRUID PhD-Conference. Vol. 1. Copenhagen, 2000.
[8] Maracha V. Cluster governance as a moderation form of territorial innovation processes. Management of Large-scale System Development (MLSD'2013): Proceedings of 7th International Conference. Vol. II. Moscow: IPM RAS, 2013, pp. 103-110. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22401888 (accessed 12.09.2018). (In Russian)
[9] Maracha V.G., Krasnikova T.S. The Evolution of Innovation Process Organization Forms: Transfer to Collaboration Networks and “Cluster Governance”. Management of Large-scale System Development (MLSD'2017): Proceedings of 10th International Conference. Vol. II (sections 7–13). Moscow, IPM RAS, 2017, pp. 376-383. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32527799 (accessed 12.09.2018). (In Russian)
[10] Maracha V., Krasnikova T. The evolution of innovation process organization forms: Transfer to collaboration networks and “cluster governance”. Proceedings of the 2017 IEEE Tenth International Conference Management of Large-Scale System Development (MLSD). Moscow, 2017, pp. 1-3.
DOI: 10.1109/MLSD.2017.8109660
[11] Waters T., Waters D. Bureaucracy. Weber’s Rationalism and Modern Society: New Translations on Politics, Bureaucracy, and Social Stratification. Waters T., Waters D. (Eds.) Palgrave Macmillan, New York, 2016, pp. 73-127. DOI: 10.1057/9781137365866_6
[12] Wilson W. The Study of Administration. Political Science Quarterly. 1887; 2(2):197-222. DOI: 10.2307/2139277
[13] Jackson M.С. Systems Thinking: Creative Holism for Managers. John Wiley & Sons, Ltd, Chichester, UK, 2003. 378 p.
[14] Pospelova E.A., Kazakova M.V. Principles of Public Administration Reforms in OECD Countries. Gosudarstvennaia sluzhba = Public Administration. 2014; 6(92):100-104. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22699779 (accessed 12.09.2018). (In Russian)
[15] Pospelova E.A., Kazakova M.V. Obstacles for Implementation of the Principles of New Public Management in Public Administration Systems of Developing Countries. Financial journal. 2015; 1(23):99-110. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23091675 (accessed 12.09.2018). (In Russian)
[16] Bale M., Dale T. Public Sector Reform in New Zealand and its Relevance to Developing Countries. The World Bank Research Observ. 1998; 13(1):103-121. DOI: 10.1093/wbro/13.1.103
[17] Manning N. The Legacy of the New Public Management in Developing Countries. International Review of Administrative Sciences. 2001; 67(2):297-312. DOI: 10.1177/0020852301672009
[18] Gaman-Golutvina O.V. World Experience of Reforming of Public Administration Systems: Comparative Analysis. Ezhegodnik RAPN. Moscow, 2008. (In Russian)
[19] DiIulio J.J. Bring Back the Bureaucrats: Why More Federal Workers Will Lead to Better (and Smaller!) Government (New Threats to Freedom). West Conshohocken, PA, Templeton Press, 2014. 186 p.
[20] Maracha V.G. Ideas of “Inclusive” and “Viable” State in Public Administration Practice. Russia in the context of a new political reality: strategy and development methods. Moscow, Prospekt, 2016, pp. 174-175. (In Russian)
[21] Beer S. Brain of the Firm. Second Edition. New York: John Wile, 1981. 417 p.
[22] Maracha V. Feedback Mechanisms in Public Administration System: VSM application and institutional factors. Caputo F. (ed.) Governing business systems. Theories and challenges for systems thinking in practice. Book of abstracts. 4th Business Systems Laboratory International Symposium. Mykolas Romeris University, Vilnius, August 24-26, 2016, pp. 25-29. Available at: http://bslab-symposium.net/Vilnius.2016/BSLab-Vilnius2016-e-book_of_Abstracts.pdf (accessed 12.09.2018).
[23] Maracha V.G. Feedback Mechanisms in Public Administration System: System-Cybernetic and Institutional Aspects. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2017; 4(3):132-137. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29413042 (accessed 12.09.2018). (In Russian)
[24] Bespalov S.V. Administrative Reform and Problem of Increase in Efficiency of Public Administration in Russia (Constitutional and Political and Organizational Components). Problemy formirovaniia gosudarstvennykh politik v Rossii. Moscow, Nauchnyi ekspert, 2006, pp. 151-156. (In Russian)
[25] Maracha V.G. Economics and “General Social Analysis” from the Perspective of System-Institutional Approach. System Analysis in Economics – 2016. Kleiner G.B., Shchepetova S.E. (Eds.) Vol. 1. Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation, 2016, pp. 339-342. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28972451 (accessed 12.09.2018). (In Russian)
[26] Auzan А.А. et al. Socio-cultural Factors of Innovative Development and Successful Implementation of Reforms. Report of the CSR. Moscow, 2017. 187 p. Available at: http://csr.ru/wp-content/uploads/2017/09/Report-SF.pdf (accessed 12.09.2018). (In Russian)
[27] van den Berg L., Braun E., van Winden W. Growth Clusters in European Cities: An Integral Approach. Urban Studies. 2001; 38(1):185-205. DOI: 10.1080/00420980124001
[28] Polterovich V.M. Transplantation of Economic Institutions. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii = Economics of Contemporary Russia. 2001; 3:24-50. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=9551521 (accessed 12.09.2018). (In Russian)
[29] Vygotsky L.S. Thinking and Speech. Ed. 5, rev., Moscow, Publishing house “Labyrinth”, 1999. 352 p. (In Russian)
Опубликована
2018-12-10
Как цитировать
МАРАЧА, Вячеслав Геннадиевич. СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА. Международный научный журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образование», [S.l.], v. 14, n. 4, p. 1012-1019, dec. 2018. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/469>. Дата доступа: 20 apr. 2019 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.14.201804.1012-1019.