Введение в информатику как часть общеуниверситетской общеобразовательной программы

  • Evgeniy Karlovich Khenner Пермский государственный национальный исследовательский университет http://orcid.org/0000-0002-6397-4465

Аннотация

Рассматривается проблема изучения информатики в вузах в рамках общеобразовательной составляющей учебной программы студентами, которые не специализируются в области компьютерных наук. При этом термин «информатика» понимается в широком смысле, охватывающем всю область компьютерных и информационных наук и использования компьютерных и информационных технологий. Целесообразность такого изучения связана с той ролью, которую играет информатика и информационные технологии во всех сферах жизни и профессиональной деятельности. Несмотря на это, в настоящее время, при отсутствии регламентации содержания образования на уровне ФГОС и формирования образовательных программ на основе расплывчатых формулировок компетенций и практико-ориентированных профессиональных стандартов, в российском университетском образовании наблюдается снижение значимости общеобразовательной составляющей и, в частности, тенденция исключения курса информатики из образовательных программ. В работе показано, что эта тенденция не соответствует задачам формирования информационной культуры, информационно-коммуникационной компетентности и вычислительного мышления современного выпускника университета, и противоречит образовательной политике многих ведущих университетов мира. Описан опыт проведения вводного курса основ информатики, адресованного студентам многих направлений и специальностей, который способствует формированию понимания её важной роли в современном мире, навыков владения информационными технологиями, необходимыми для овладения профессиональными компонентами различных направлений университетского образования, формированию ИКТ-компетентности и вычислительного мышления.

Сведения об авторе

Evgeniy Karlovich Khenner, Пермский государственный национальный исследовательский университет

профессор кафедры информационных технологий, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования

Литература

[1] Kolin K.K. Informatics as a science: the history and development perspekitvy. Open Education. 2011; 6:77-88. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17883842 (accessed 01.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[2] Suhomlin V.A. Educational standards in the field of information technologies. Journal of Applied Informatics. 2012; (1):33-54. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17363662 (accessed 01.07.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[3] CORPORATE The Joint Task Force on Computing Curricula. Computer Science Curricula 2013: Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Computer Science. ACM, New York, NY, USA, 2013. (In Eng.) DOI: 10.1145/2534860
[4] Gaff J.G. General Education Reform in Hong Kong: Leadership for Success. Journal of General and Liberal Education. Special Topic: Excellence in Leadership and Administration of General Education Programs in University. 2014; (8):1-27. Available at: https://www5.cuhk.edu.hk/oge/oge_media/rcge/Docs/Journal/Issue_08/01_jerrygaff.pdf (accessed 01.07.2019). (In Eng.)
[5] van der Wende M. The Emergence of Liberal Arts and Sciences Education in Europe: A Comparative Perspective. Higher Education Policy. 2011; 24(2):233-253. (In Eng.) DOI: 10.1057/hep.2011.3
[6] Haberberger C. A return to understanding: Making liberal education valuable again. Educational Philosophy and Theory. Special Issue of Submissions from European Liberal Education Student Conference. 2018; 50(11):1052-1059. (In Eng.) DOI:10.1080/00131857.2017.1342157
[7] Krueger D., Kumar K.B. Skill-Specific rather than General Education: A Reason for US–Europe Growth Differences? Journal of Economic Growth. 2004; 9(2):167-207. (In Eng.) DOI: 10.1023/B:JOEG.0000031426.09886.bd
[8] Hobbs R., Ranieri M., Markus S., Fortuna C., Zamora M., Coiro J. Digital Literacy in Higher Education. A Report. Providence, RI: Media Education Lab, 2017. Available at: https://mediaeducationlab.com/pub/digital-literacy-higher-education-report (accessed 01.07.2019). (In Eng.)
[9] Sharpe R., Beetham H. Understanding Students’ Uses of Technology for Learning: Towards Creative Appropriation. In: Sharpe R., Beetham H., de Freitas S. (Eds.) Rethinking Learning for a Digital Age: How Learners are Shaping their Own Experiences, pp. 85-99. 1st Edition. New York: Routledge, 2010. (In Eng.) DOI: 10.4324/9780203852064
[10] Sanz L.F., Gómez-Pérez J., Castillo-Martinez A. Analysis of the European ICT Competence Frameworks. In: Vandana Ahuja, Shubhangini Rathore (Eds.) Multidisciplinary Perspectives on Human Capital and Information Technology Professionals, pp. 225-245. Hershey, PA: IGI Global, 2018. (In Eng.) DOI: 10.4018/978-1-5225-5297-0.ch012
[11] Khenner E.K. Formirovanie ITK-kompetentnosti uchashchihsya i prepodavatelej v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Formation of ICT competence of students and teachers in the system of continuous education]. Moscow, Publishing house “BINOM. Laboratory of knowledge”, 2008. (In Russ.)
[12] Osorio J., Nieves J. Key ICT Competencies within the European Higher Education Area. In: Passey D., Tatnall A. (Eds.) Key Competencies in ICT and Informatics. Implications and Issues for Educational Professionals and Management. ITEM 2014. IFIP Advances in Information and Communication Technology, vol. 444. Springer, Berlin, Heidelberg, 2014, pp. 291-305. (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-662-45770-2_25
[13] Schneckenberg D., Wildt J. Understanding the concept of eCompetence for academic staff. In: Mac Labhrainn I., McDonald Legg C., Schneckenberg D., Wildt J. (Eds.) The Challenge of eCompetence in Academic Staff Development, pp. 29-35. Galway: CELT, NUI, 2006. (In Eng.)
[14] Barr V., Stephenson C. Bringing Computational Thinking to K-12: What is Involved and What is the Role of the Computer Science Education Community? ACM Inroads. 2011; 2(1):48-54. (In Eng.) DOI: 10.1145/1929887.1929905
[15] Czerkawski B.C., Lyman E.W. Exploring Issues About Computational Thinking in Higher Education. TechTrends. 2015; 59(2):57-65. (In Eng.) DOI: 10.1007/s11528-015-0840-3
[16] Tartaro A., Healy C., Treu K. Computer Science in General Education: Beyond Quantitative Reasoning. Journal of Computing Sciences in Colleges. 2016; 32(2):177-184. (In Eng.) DOI: 10.5555/3015063.3015091
[17] Huang T., Briggs A. A Unified Approach to Introductory Computer Science: Can One Size Fit All? In: Proceedings of the 14th annual ACM SIGCSE conference on Innovation and technology in computer science education (ITiCSE ’09). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA, 2009, pp. 253-257. (In Eng.) DOI: 10.1145/1562877.1562956
[18] Li T., Wang T. A Unified Approach to Teach Computational Thinking for First Year Non–CS Majors in an Introductory Course. IERI Procedia. 2012; 2:498-503. (In Eng.) DOI:10.1016/j.ieri.2012.06.123
[19] Khenner E., Semakin I. School subject Informatics (Computer Science) in Russia: Educational Relevant Areas. ACM Transactions on Computing Education. Special issue on computing education in K-12 schools from a cross-national perspective. 2014; 14(2):14:1-14:10. (In Eng.) DOI: 10.1145/2602489
[20] Lapchik M., Khenner E., Ragulina M., Semakin I. Metodika obucheniya informatike [Methods of Teaching Informatics]. St-Petersburg: Publishing House “Lan”, 2016. (In Russ.)
[21] Kay J., Barg M., Fekete A., Greening T., Hollands O., Kingston J.H., Crawford K. Problem-Based Learning for Foundation Computer Science Courses. Computer Science Education. 2000; 10(2):109-128. (In Eng.) DOI: 10.1076/0899-3408(200008)10:2;1-C;FT109
[22] Tartaro A., Cottingham H. A Problem-Based, Survey Introduction to Computer Science for Majors and Non-Majors. Journal of Computing Sciences in Colleges. 2014; 30(2):164-170. (In Eng.) DOI: 10.5555/2667432.2667455
[23] Task Group on Information Technology Curricula. Information Technology Curricula 2017: Curriculum Guidelines for Baccalaureate Degree Programs in Information Technology.Association for Computing Machinery, New York, NY, USA, 2017. (In Eng.) DOI: 10.1145/3173161
Опубликована
2019-12-23
Как цитировать
KHENNER, Evgeniy Karlovich. Введение в информатику как часть общеуниверситетской общеобразовательной программы. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 15, n. 4, p. 805-814, dec. 2019. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/524>. Дата доступа: 29 mar. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.15.201904.805-814.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение