Форсайт-модель когнитивной деятельности в цифровой среде текстового лабиринта

Аннотация

Статья посвящена исследованию механизмов, лежащих в основе повышения эффективности когнитивной деятельности субъектов обучения, за счет включения в процесс познания цифровых сред с нелинейным представлением информации. Авторы предлагают модель проектирования экспериментальной работы учащихся, при этом инструменты информатики используются не только для обучения, но и для управления ожидаемыми результатами познания. В работе доказывается, что предлагаемые цифровые среды создадут дополнительные факторы развития алгоритмического и системного видов мышления, формирования умений формализации и структурирования информации и т.д., что позволит оказать непосредственное влияние на познавательное развитие человека. К числу основных достоинств предлагаемой модели авторы относят возможность создания персональной образовательной траектории когнитивной деятельности, обладающей гибкостью и позволяющей трансформировать ее компоненты в соответствии с целями, содержанием и запланированными образовательными результатами, потребностями и способностями обучающегося, вызовами будущего.
В исследовании впервые описывается модель практико-преобразовательской деятельности, основанная на функциональных возможностях новых цифровых технологий, позволяющая не только планировать и прогнозировать процесс познания, но и обеспечивать психологические факторы для формирования когнитивной картины мира, адекватной требованиям общества и трендам профессий будущего.
На примере моделирования персональной траектории развития в цифровой среде с возможностью нелинейного представления информации описаны эффекты в плане формирования компетенций, обеспечиваемые Форсайтом: управление проектами, системное мышление, организация работы с людьми, работу в условиях неопределенности, программирование, знания в области искусственного интеллекта, навыки творчества, межотраслевую коммуникацию, ориентированность на отдалённый результат.
Авторы формулируют рекомендации, которые могут использоваться, во-первых, для изменения традиционных методических систем обучения по траектории «дошкольное образование-школа-университет-дополнительное образование» с учётом требований профессий будущего; во-вторых, при разработке и совершенствовании конкретных Форсайт-технологий на игровых платформах с целью повышения качества управления, социальной интеграции и профессиональной ориентации.

Сведения об авторах

Elena Vitalievna Soboleva, Вятский государственный университет

доцент кафедры цифровых технологий в образовании, факультет компьютерных и физико-математических наук, кандидат педагогических наук

Anna Nikolaevna Sokolova, Вятский государственный университет

доцент кафедры прикладной математики и информатики, факультет компьютерных и физико-математических наук, кандидат педагогических наук

Литература

[1] Asmolov A. G. Activity as Reality in Defining People and Activity as a Cognitive Construct. Activity and the Activity Approach to Understanding People: The Historical Meaning of the Crisis of Cultural-Activity Psychology. Russian Education & Society. 2015; 57(9):731-756. (In Eng.) DOI: 10.1080/10609393.2015.1125706
[2] Nestik T. The Psychological Aspects of Corporate Foresight. Foresight and STI Governance. 2018; 12(2):78-90. (In Eng.) DOI: 10.17323/2500-2597.2018.2.78.90
[3] Smirnova O.O. Methodology of foresight studies of the socio-economic system of rural areas as a problem of social philosophy. Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being. 2016; 5(6В):300-307. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32529966 (accessed 16.05.2019). (In Eng.)
[4] Bender K., Kronstadt J., Nicola B. Looking Ahead: Applying Foresight Principles to Public Health Accreditation. Journal of Public Health Management and Practice. 2018; 24:S126–S128. (In Eng.) DOI: 10.1097/PHH.0000000000000771
[5] Volokhov A.V., Miloserdov I.A., Hripunova M.B. Does Russia need a digital economy? Interactive science. 2018; 4(26):89-92. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.21661/r-470416
[6] Kungurtseva V.S., Titov A.B. Trends and problems of innovative development of information and communication systems in the digital economy. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2018; 11(1):54-63. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.18721/JE.11105
[7] Pushkarev Y.V., Pushkareva E.A. The concept of intellectual potential development: the main dimensions and bases within the context of lifelong education (review). Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2017; 7(3):140-156. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15293/2226-3365.1703.09
[8] Munro M. The complicity of digital technologies in the marketization of UK higher education: exploring the implications of a critical discourse analysis of thirteen national digital teaching and learning strategies. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018; 15(11). (In Eng.) DOI: 10.1186/s41239-018-0093-2
[9] Popper R. How are foresight methods selected? Foresight. 2008; 10(6):62-89. (In Eng.) DOI: 10.1108/14636680810918586
[10] Dweck C. S. Mindset: The New Psychology of Success. Ballantine Books: New York, NY, USA. 2014. (In Eng.)
[11] Yuliani R. E., Suryadi D., Dahlan J. A. Hypotetical learning trajectory to anticipate mathematics anxiety in algebra learning based on the perspective of didactical situation theory. Journal of Physics: Conference Series. 2016; 671(012137). (In Eng.) DOI: 10.1088/1742-6596/1013/1/0121378
[12] Ju R., Buldakova N. V., Sorokoumova S. N., Sergeeva M. G., Galushkin A. A., Soloviev A. A., Kryukova N. I. Foresight Methods in Pedagogical Design of University Learning Environment. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017; 13(8):5281-5293. (In Eng.) DOI: 10.12973/eurasia.2017.01003a
[13] Kurvaeva L. V., Gavrilova I. V., Mahmutova M. V., Chichilanova S. A., Povituhin S. A. Development of knowledge base of intellectual system for support of formal and informal training of IT staff. Journal of Physics: Conference Series. 2018; 1015(042013). (In Eng.) DOI: 10.1088/1742-6596/1015/4/042013
[14] Oveshnikova L., Sibirskaya E., Mikheykina L., Bezrukov A., Grigorieva M. Using Foresight Methods for Attracting Investments into National Economy. Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. Cham: Springer International Publishing. 2017; 303-313. (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-319-60696-5_39
[15] Kryukova N. I. Foresight Methods in Pedagogical Design of University Learning Environment. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017; 13(8):5281-5293. (In Eng.) DOI: 10.12973/eurasia.2017.01003a
[16] Luchenkov A.V. Model' starshey shkoly, orientirovannoy na vozrastnye osobennosti uchashchikhsya: rezul'taty vnedreniya [Age-Oriented High School Model: Implementation Outcomes]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2016; 1:191-204. (In Eng.) DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-191-204
[17] Baškarada S., Shrimpton D., Ng S. Learning through foresight. Foresight. 2016; 18(4):414-433. (In Eng.) DOI: 10.1108/FS-09-2015-0045
[18] Beshenkov S.A., Mindzaeva E.V., Beshenkova E.V., Shutikova M.I., Trubina I.I. Information Education in Russia. In: Uskov V., Howlett R., Jain L. (eds). Smart Education and e-Learning 2016. Smart Innovation, Systems and Technologies. Springer, Cham. 2016; 59; 563-571. (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-319-39690-3_50
[19] Robert I., Martirosyan L., Gerova N., Kastornova V., Mukhametzyanov I., Dimova A. Implementation of the Internet for Educational Purposes. In: Uskov V., Howlett R., Jain L. (eds). Smart Education and e-Learning 2016. Smart Innovation, Systems and Technologies. Springer, Cham. 2016; 59:573-583. (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-319-39690-3_51
[20] Vasenina E. A., Soboleva E. V. Vzaimodejstvie mezhdu uchastnikami obrazovatel'nogo processa po informatike v usloviyah primeneniya informacionnyh tekhnologij [Interaction between participants of educational process in informatics in the application of information technology]. Kirov. Publishing house of VyatSHU. 2013. 163 pp. (In Russ.)
[21] Reynolds R. Defining, designing for, and measuring “social constructivist digital literacy” development in learners: a proposed framework. Educational Technology Research and Development. 2016; 64(4):735-762. (In Eng.) DOI: 10.1007/s11423-015-9423-4
[22] Jorge J., Paredes R. Passive-Aggressive online learning with nonlinear embeddings. Pattern Recognition. 2018; 79:279-289. (In Eng.) DOI: 10.1016/j.patcog.2018.01.019
[23] Gerdes C., Kuhr P. The instructional design portfolio. Tech Trends. 2004; 48(5):71-74. (In Eng.) DOI: 10.1007/BF02763534
[24] Soboleva E.V., Karavaev N.L., Perevozchikova S.M. Improving the content of teacher training for the development and application of computer games in learning process. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2017; 7(6):54-70. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15293/2226-3365.1706.04
[25] Gudkova T.V. Specifics of personality and its development in childhood: the main research approaches. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2014; 4(4):19-33. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15293/2226-3365.1404.02
Опубликована
2019-07-25
Как цитировать
SOBOLEVA, Elena Vitalievna; SOKOLOVA, Anna Nikolaevna. Форсайт-модель когнитивной деятельности в цифровой среде текстового лабиринта. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 15, n. 2, p. 395-405, july 2019. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/536>. Дата доступа: 22 nov. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.15.201902.395-405.
Раздел
Научное программное обеспечение в образовании и науке