Организация проектно-исследовательской деятельности школьника в современных условиях
Аннотация
Интенсивным производительным фактором успешного развития цифровой экономики России, как и любой другой страны, является человеческий капитал.
В этих условиях система общего образования должна работать в интересах подготовки граждан к жизнедеятельности в цифровом обществе. В образовательных организациях должны быть созданы условия для реализации обучающимися персональных образовательных маршрутов, формирования базовых компетенций цифровой экономики. Выпускник школы должен владеть не только цифровыми навыками, но и когнитивными и социально-поведенческими знаниями и навыками, помогающими ему справляться с волатильностью и неопределенностью будущего, иметь высокую коммуникационную способность для эффективного межличностного взаимодействия, иметь сформированное представление об управлении проектами и процессами, иметь навыки работы в режиме неопределенности и смены условий задач. В этом аспекте важной составляющей образовательной деятельности школы является системная организация непрерывной проектно-исследовательской деятельности обучающихся на основе активного использования цифровых технологий.
Целью настоящего исследования явилась разработка процессуальной модели проектно-исследовательской деятельности учащегося, которая ориентирована на подготовку выпускника школы к жизнедеятельности в условиях формирующейся цифровой экономики. В данном контексте проектно-исследовательская деятельность школьника рассматривается как совместная деятельность субъектов образовательного процесса, включая субъектов образовательного кластера «университет-школы», по проектированию исследования, направленного на решение задач окружающей действительности на основе активного использования цифровых технологий.
Модель построена на комплексном использовании компетентностного, субъектно-деятельностного и ресурсного подходов. В качестве важнейших принципов реализации проектно-исследовательской деятельности школьника, ориентированной на формирование его готовности к жизнедеятельности в условиях цифровой экономики, выделены системность, непрерывность, открытость, преемственность, вариативность, интегрированность, персонифицированность и рефлексивность.
В реализации проектно-исследовательской деятельности школьника выделено три этапа: начальное звено (1 – 4 классы), среднее звено (5 – 7 классы), старшее звено (8 – 11 классы). В статье каждый из этапов достаточно подробно описан, включая цели и задачи, рекомендуемые виды используемых проектов и цифровых технологий, состав участников деятельности и функции каждого из них, формируемые универсальные учебные действия учащихся.
Разработанная процессуальная модель проектно-исследовательской деятельности учащегося апробирована в условиях городской и сельской школ.
Литература
[2] Kupriyanovsky V., Sukhomlin V., Dobrynin A., Raikov A., Shkurov F., Drozhzhinov V., Fedorova N., Namiot D. Skills in the digital economy and the challenges of the education system. International Journal of Open Information Technologies. 2017; 5(1):19-25. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27952366 (accessed 19.08.2019). (In Russ. abstract in Eng.)
[3] Suhomlin V.A., Zubareva E.V., Yakushin A.V. Methodological Aspects of the Digital Skills Concept. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2017; 13(2):146-152. (In Russ. abstract in Eng.) DOI: 10.25559/SITITO.2017.2.253
[4] Sallati C., de Bertazzi J.A., Schützer K. Professional skills in the Product Development Process: the contribution of learning environments to professional skills in the Industry 4.0 scenario. Procedia CIRP. 2019; 84:203-208. (In Eng.) DOI: 10.1016/j.procir.2019.03.214
[5] Pinzone M., Fantini P., Perini S., Garavaglia S., Taisch M., Miragliotta G. Jobs and Skills in Industry 4.0: An Exploratory Research. In: Lödding H., Riedel R., Thoben KD., von Cieminski G., Kiritsis D. (eds) Advances in Production Management Systems. The Path to Intelligent, Collaborative and Sustainable Manufacturing. APMS 2017. IFIP Advances in Information and Communication Technology, vol 513. Springer, Cham, 2017, pp. 282-288. (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-319-66923-6_33
[6] Schallock B., Rybski C., Jochem R., Kohl H. Learning Factory for Industry 4.0 to provide future skills beyond technical training. Procedia Manufacturing. 2018; 23:27-32. (In Eng.) DOI: 10.1016/j.promfg.2018.03.156
[7] Chryssolouris G., Mavrikios D., Rentzos L. The Teaching Factory: A Manufacturing Education Paradigm. Procedia CIRP. 2016; 57:44-48. (In Eng.) DOI: 10.1016/j.procir.2016.11.009
[8] González-Marcos A., Alba-Elías F., Navaridas-Nalda F., Ordieres-Meré J. Student evaluation of a virtual experience for project management learning: An empirical study for learning improvement. Computers & Education. 2016; 102:172-187. (In Eng.) DOI: 10.1016/j.compedu.2016.08.005
[9] Petukhova T.P., Minina I.V. University Computer School as Means of Formation of Bases of Information Education. International Journal of Open Information Technologies. 2017; 5(6):109-116. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29366959 (accessed 19.08.2019). (In Russ. abstract in Eng.)
[10] Minina I.V., Petukhova T.P. About the Experience of the Functioning of the Uneversity School. CEUR Workshop Proceedings: Selected Papers of the XI International Scientific-Practical Conference Modern Information Technologies and IT-Education (SITITO 2016), Moscow, Russia, November 25-26. Vol. 1761. pp. 402-410. Available at: http://ceur-ws.org/Vol-1761/paper51.pdf (accessed 19.08.2019). (In Russ. abstract in Eng.)
[11] Petukhova T.P., Minina I.V. Use of cloud services as a means of formation of informational education of a senior pupil. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2015; 11(1):291-295. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25024596 (accessed 19.08.2019). (In Russ.)
[12] Petukhova T.P., Minina I.V. About the experience of realization of the university information technology classes. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2017; 13(2):194-201. (In Russ. abstract in Eng.) DOI: 10.25559/SITITO.2017.2.254
[13] Minina I.V., Petukhova T.P. About Personification of Teaching Schoolchildren Programming. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2018 ; 14 ( 4 ): 986-993. (In Russ. abstract in Eng.) DOI: 10.25559/SITITO.14.201804.986-993
[14] Belova T.G. Research and project activities of students in modern education. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2008; (76-2):30-35. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11780285 (accessed 19.08.2019). (In Russ.)
[15] Gruzdeva I. V. Preemstvennost' v social'nom vospitanii detej starshego doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [The continuity in senior preschool and younger school age children’s social education]: dis. ... Ph.D. (Pedagogy). Perm, 2015. (In Russ.)
[16] Ganieva E.A. Design and research activities of students in a modern educational space. Internet- journal «World of Science». 2016; 4(4). Available at: http://mir-nauki.com/PDF/40PDMN416.pdf (accessed 19.08.2019). (In Russ.)
[17] Shakhmarova R.R. Project-Research Activity of School Students in Terms of Academic Standards: Problems and Solutions. Pedagogy and education. 2017; (2):49-57. (In Russ. abstract in Eng.) DOI: 10.7256/2454-0676.2017.2.23249
[18] Mironova O.A. Use of the Method of Projects in the System of Education. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2011; 2(Psychological and pedagogical sciences) (2):87-91. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18207406 (accessed 19.08.2019). (In Russ. abstract in Eng.)
[19] Savenkov A.I. Soderzhanie i organizaciya issledovatel'skogo obucheniya shkol'nikov [Content and organization of research training for schoolchildren]. September, Moscow, 2003. (In Russ.)
[20] Gershunsky B. S. et. Sovremennaya gimnaziya: Vzglyad teoretika i praktika [Modern Gymnasium: The Theorist's View and Practice]. In: Polat E.S. (ed.) Vlados, Moscow, 2000. (In Russ.)
[21] Matyash, N.V. Psihologiya proektnoj deyatel'nosti shkol'nikov [Psychology of the Pupils’ project activity]: dis. ... Dr.Sci. (Psychology). Bryansk, 2000. (In Russ.)
[22] Ivashedkina O.A. Metodika proektno-issledovatel'skoj deyatel'nosti shkol'nikov v obrazovatel'noj praktike uchitelya estestvoznaniya [The methodology of design and research activities of schoolchildren in the educational practice of a teacher of natural sciences]: Ph.D. (Pedagogy). St. Petersburg, 2016. (In Russ.)
[23] Alyabusheva G.V. Razvitie poznavatel'nyh interesov mladshih shkol'nikov v proektnoj deyatel'nosti [The development of the cognitive interests of elementary schoolchildren in design activities]: Ph.D. (Pedagogy). Moscow, 2011. (In Russ.)
[24] Kuznetsova T.V. Soderzhanie i etapy obucheniya proektno-issledovatel'skoj deyatel'nosti v nachal'noj shkole [The content and stages of teaching design and research activities in primary school]: Ph.D. (Pedagogy). Tomsk, 2011. (In Russ.)
[25] Petukhova T.P. System of interaction between university and schools. Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2010; (7):113-121. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15179389 (accessed 19.08.2019). (In Russ. abstract in Eng.)
[26] Slabospitskaya M.V., Petukhova T.P., Dzhulamanova Zh.B. Municipal Educational Project «University Profile Classes» as a Means of Improving the Quality of Education. In: Proceedings of the scientific-practical conference with international participation «Strategic directions for the development of education in the Orenburg region». OSU, Orenburg, 2017, pp. 222-229. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32611144 (accessed 19.08.2019). (In Russ. abstract in Eng.)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.