Информационно-педагогическая технология формирования профессиональной компетентности будущего педагога-математика

Аннотация

В статье обосновывается актуальность формирования профессиональной компетентности будущего педагога-математика посредством разработки и использования информационно-педагогической технологии, как практический способ внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс. В качестве разрабатываемого средства формирования предлагается информационно-коммуникационная предметная среда по школьному курсу математики по обновленной образовательной программе в виртуальной системе Moodle.
Показаны результаты исследования: определены теоретические основы и основные положения формирования профессиональной компетентности будущего педагога-математика посредством разработки информационно-коммуникационной предметной среды по школьному курсу математики; определены качественные показатели компонентов профессиональной компетентности; разработаны критерии сформированности профессиональной компетентности будущего педагога-математика; показано, что непосредственное участие будущих учителей математики в разработке информационно-коммуникационной предметной среды по школьному курсу математики способствует формированию их профессиональной компетентности.
Методологической основой исследования являются основные положения теории познания и формирования компетентности, личностно-деятельностный подход, теоретические положения о взаимосвязи обучения и развития, педагогические и инновационные технологии в системе образования, теория поэтапного формирования понятий и умственных действий П.Я. Гальперина, концепция развития образовательной системы РК.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработка информационно-коммуникационной предметной среды в виртуальной системе Moodle по школьному курсу математики позволит будущему педагогу: научиться распознавать реальное состояние системы образования в данный момент; осуществить информационное взаимодействия пользователей в образовательном пространстве как между собой, так и с экранными представлениями изучаемых объектов; влиять на рассматриваемые процессы или явления, учебные сюжеты данной конкретной предметной области; иметь возможность работы в условиях реализации встроенных технологий обучения, ориентированных на закономерности данной конкретной предметной области.

Сведения об авторах

Aldanazar Amirbekuly, Южно-Казахстанский государственный педагогический университет

доцент кафедры математики, кандидат педагогических наук

Roza Kadirbayeva, Южно-Казахстанский государственный педагогический университет

заведующий кафедрой математики, доктор педагогических наук, доцент

Madina Jamankarayeva, Южно-Казахстанский государственный педагогический университет

старший преподаватель кафедры математики, кандидат физико-математических наук

Литература

[1] Webb M. Pedagogy with information and communications technologies in transition. Education and Information Technologies. 2014; 19(2):275-294. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-012-9216-x
[2] Robert I.V. Osnovnye tendencii razvitija informacionno-kommunikacionnoj predmetonoj sredy [The main trends in the development of information and communication subject environment]. Information Environment of Education and Science. 2012; (10):1-26. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18021864 (accessed 02.04.2020). (In Russ.)
[3] Skornyakova A.Yu. Formirovanie issledovatel'skih kompetencij v obuchenii matematike budushhih bakalavrov pedagogicheskogo obrazovanija s ispol'zovaniem informacionno-kommunikacionnoj sredy: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of research competencies in teaching mathematics to future bachelors of teacher education using the information and communication environment: diss. ... Ph.D. (Pedagogy)]. Yaroslavl, 2013. (In Russ.)
[4] Kuznetsova I.V. Razvitie metodicheskoj kompetentnosti budushhego uchitelja matematiki v processe obuchenija matematicheskim strukturam v setevyh soobshhestvah: dis. ... kand. ped. nauk [The development of methodological competence of a future mathematics teacher in the process of teaching mathematical structures in network communities: diss. ... Ph.D. (Pedagogy)]. Arkhangelsk, 2015. (In Russ.)
[5] Chernyshova L.I. Foreign Experience of Competence Approach. Creative Economy. 2010; (1):61-68. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=130896 (accessed 02.04.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[6] Le Deist F.D. What Is Competence? Human Resource Development International. 2005; 8(1):27-46. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/1367886042000338227
[7] Khutorskoy A.V. Key competencies as a component of the education personality-oriented paradigm. Narodnoe obrazovanie = National Education. 2003; (2):58-64. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21696541 (accessed 02.04.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[8] Slastenin V.A. Pedagogika [Pedagogy]. M.: Academy Publ.; 2013. (In Russ.)
[9] Karayev Zh.A., Baimukhanov B., Akhmedova R.B. Professional'naja kompetentnost'uchitelja po formirovaniju funkcional'noj gramotnosti uchashhihsja [Professional competence of the teacher in the formation of functional literacy of students]. Almaty; 2013. (In Russ.)
[10] Amirbekuly A., Kadirbaeva R.I., Jamankarayeva M.A. Practical essence of professional competence of teacher. Alma mater (Higher School Herald). 2018; (10):38-41. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.20339/AM.10-18.038
[11] Аmirbekuly А., Каdirbayeva R.I., Adylbekova E.T. On the Definition of the Concept of "Competence". Science and Life of Kazakhstan. Series Pedagogy. 2016; (3):62-68. (In Kazakh).
[12] Каdirbayeva R.I., Аmirbekuly А., Adylbekova E.T. Professional Competence of the Teacher and the Levels of its Formation. Bulletin of the WKSU. 2016; (1):83-88. Available at: https://vestnik.wksu.kz/images/nomera/2016/1_2016.pdf (accessed 02.04.2020). (In Kazakh).
[13] Gal’perin P.Ya. Vvedenie v psihologiju [Introduction to Psychology]. M.: University Publ.; 1999. (In Russ.)
[14] Vygotskii L.С. Pedagogicheskaja psihologija [Pedagogical Psychology]. V.V. Davydov (ed.). M.: Pedagogy; 1991. (In Russ.)
[15] Leont’ev A.N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. M.: Meaning; Academy Publ.; 2004. (In Russ.)
[16] Таlyzina N.F. Pedagogicheskaja psihologija [Pedagogical psychology]. M.: Academy Publ,; 1998. (In Russ.)
[17] Raven J. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release. H.K. Lewis; 1984. (In Eng.)
[18] Robert I.V. Infopmacionnye i kommunikacionnye texnologii v obpazovanii [Information and communication technologies in education]. M.: Drofa; 2008. (In Russ.)
[19] Pardała A. Methods of Mathematics Teaching vs. Distance Education. In: E. Smyrnova-Trybulska (ed.) Use of E-learning in the Training of Professionals in the Knowledge Society. Cieszyn-Katowice, Poland; 2010. p. 91-104. (In Eng.)
[20] Amirbekuly A., Kadirbaeva R.I., Dzhamankaraeva M.A. The Formation of Prospective Maths Teachers'Professional Competency in Kazakhstan. Pedagogika. 2019; (5):112-120. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37637732 (accessed 02.04.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[21] Аnisimov А.М. Rabota v sisteme distancionnogo obuchenija Moodle [Work in the distance learning system Moodle]. Kharkov, HNAGH; 2009. (In Russ.)
[22] Rakhymbek D., Каdirbayeva R.I., Аlimkulova B.Т. Content-methodical lines and its implementation in teaching mathematics. Management in Education. 2018; (3):42-47. (In Kazakh)
[23] Kadirbayeva R.I., Amirbekuly A., Jamankarayeva M.A. Information interaction between the subjects of the educational process in the virtual system of Moodle. Vestnik of the Yassawi University. 2018; (3):173-177. Available at: http://habarshy.ayu.edu.kz/wp-content/uploads/2018/11/habarshy-N3.-2018.pdf (accessed 02.04.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[24] Каdirbayeva R.I., Dzhamankarayeva М.А., Sarsenbayev К.А. Razrabotka interfejsa informacionno-kommunikacionnoj predmetnoj sredy po shkol'nomu kursu matematiki [Development of the interface of the information and communication subject medium at the school course of mathematics]. Management in Education. 2019; (1):40-44. (In Russ.)
[25] Bektayev К.B. Teorija verojatnostej i matematicheskaja statistika [Theory of Probability and Mathematical Statistics]. Almaty: Rauan; 1991. (In Kazakh)
Опубликована
2020-09-30
Как цитировать
AMIRBEKULY, Aldanazar; KADIRBAYEVA, Roza; JAMANKARAYEVA, Madina. Информационно-педагогическая технология формирования профессиональной компетентности будущего педагога-математика. Международный научный журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образование», [S.l.], v. 16, n. 2, p. 471-481, sep. 2020. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/662>. Дата доступа: 06 mar. 2021 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.16.202002.471-481.
Раздел
E-learning, информационные технологии в образовании