Применение интеллект-карт для визуализации процесса обучения справочно-поисковым системам

  • Kristina Pavlovna Sas Московский городской педагогический университет; Колледж по подготовке социальных работников http://orcid.org/0000-0003-3594-9622

Аннотация

В статье рассматривается одна их общих компетенций ФГОС, которая отвечает за формирование информационной грамотности студентов СПО, будущих специалистов. Проблема поиска информации всегда актуальна т.к. умение за короткое время находить необходимую информацию, которая поможет в решении конкретной задачи, стоящей перед специалистом – это и есть важнейшая компетенция, которая позволяет сократить время, единственный не восполняемый ресурс. Вторым аспектом является тот факт, что такая информация должна являться максимально полной и релевантной к решаемой в данный момент задаче.
Целью исследования является выявление особенностей и перспективного направления использования интеллект-карт в обучении работе со справочно-поисковыми системами студентами СПО.
В ходе исследования проведено онлайн-анкетирование 160 студентов колледжа ГБПОУ КПСР на предмет выявления их уровня владения информационным поиском. Результаты анкетирования продемонстрировали, что студенты не обладают знаниями в глубоком поиске среди научных материалов, профессиональных баз данных, документов, которые широко представлены во всемирной паутине, а так же не используют электронные библиотеки.
Показано, что для профессионального становления и трудоустройства будущих выпускников системы среднего профессионального образования, возникает потребность в повышении эффективности обучения работе со справочно-поисковыми системами посредством применения интеллект-карт, обеспечивающих повышение эффективности процесса запоминания сложного для восприятия материала в рамках дисциплины путем структурирования и систематизации информации в особой визуальной форме.
Проведён анализ программного обеспечения для создания интеллект-карт, выявлено, что программа X-Mind обладает рядом преимуществ. Приведены рекомендации для составления интеллект-карт, отображены этапы учебного занятия, на которых они могут быть применимы. Была разработана интеллект-карта "Справочно-правовые системы", которая применялась при изучении темы "Информационные технологии использования справочно-правовых систем". В статье представлено сравнение результатов обучения контрольной и экспериментальной групп, которые показывают, что интеллект-карты повышают эффективность обучения студентов.

Сведения об авторе

Kristina Pavlovna Sas, Московский городской педагогический университет; Колледж по подготовке социальных работников

аспирант департамента информатики, управления и технологий, Институт цифрового образования; преподаватель информатики и математики

Литература

[1] Boronenko T.A., Kaysina A.V., Fedotova V.S. The development of digital literacy of schoolchildren in conditions of creating a digital educational environment. Perspectives of Science and Education. 2019; (2):167-193. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.14
[2] Kravchenko G.V., Petukhova E.A. Developing information and computer literacy of first-year students when studying computer science. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational Sciences. 2017; 9(2):74-81. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.14529/ped170207
[3] Vituhnovskaya A.A. Teaching information search skills based on the application of different signs of information and retrieval systems. Information Society. 2013; (1-2):69-79. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24344854 (accessed 08.11.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[4] Zhukova N.S. Sravnitel'nyj analiz urovnja informacionnoj gramotnosti studentov setevogo pokolenija v Rossii i Germanii [Comparative analysis of the level of information literacy of students of the network generation in Russia and Germany]. Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo = Educational Technology & Society. 2011; 14(2):539-565. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16356719 (accessed 08.11.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[5] Rozina I.N. Cifrovaja gramotnost' v kurse "Akademicheskoe pis'mo" (na russkom jazyke) [Digital Literacy in the Academic Writing Course (in Russian). Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo = Educational Technology & Society. 2018; 21(4):538-556. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36407273 (accessed 08.11.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[6] Lisenkova A.A. Digital literacy and the ecology global network space. Bulletin of the Moscow state University of culture and arts. 2017; (5):87-94. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32499519 (accessed 08.11.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[7] Berman N.D. To the question of digital literacy. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem = Russian Journal of Education and Psychology. 2017; 8(6-2):35-38. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38
[8] Sample A. Historical development of definitions of information literacy: A literature review of selected resources. The Journal of Academic Librarianship. 2020; 46(2):102116. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.acalib.2020.102116
[9] Ellis G.W., Rudnitsky A.L., Silverstein B. Using Concept Maps to Enhance Understanding in Engineering Education. International Journal of Engineering Education. 2004; 20(6):1012-1021. Available at: https://www.ijee.ie/articles/Vol20-6/IJEE1544.pdf (accessed 08.11.2020). (In Eng.)
[10] Rosciano A. The effectiveness of mind mapping as an active learning strategy among associate degree nursing students. Teaching and Learning in Nursing. 2015; 10(2):93-99. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.teln.2015.01.003
[11] Veljko A., Stanković, N., Papic M., Besic C. The evaluation of using mind maps in teaching. Technics Technologies Education Management. 2011; 6(2):337-343. (In Eng.)
[12] Alekseeva L. Low Level of Student Information Literacy and Ways to Overcome IT. Mediaobrazovanie = Media Education. 2020; 60(2):198-210. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.13187/me.2020.2.198
[13] Shaposhnik S.B., Khohlov Yu.E. Monitoring Moscow's movement towards the information society: Characteristics of the approach and first results. Information Society. 2004; (3-4):4-10. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21102473 (accessed 08.11.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[14] Kostenko S.L., Simakov M.A. Informacionnaja kompetentnost' kak planiruemyj rezul'tat osvoenija FGOS [Information competence as a planned result of mastering the Federal State Educational Standard]. In: Pedagogika: tradicii i innovacii = Proceedings of the International Conference on Pedagogy: Tradition and Innovation. Dva komsomoltsa, Chelyabinsk; 2015. p. 143-145. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23358861 (accessed 08.11.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[15] Buzan T. Mind Maps at Work: How to Be the Best at Your Job and Still Have Time to Play. Plume; 2005. (In Eng.)
[16] Buzan T., Buzan B. Supermyshleniye [Superthinking]. Popurri, Moscow; 2008. (In Russ.)
[17] Ilyin A.E. Ispol'zovanie intellekt-kart v prepodavanii informatiki [Use of computer-card information in the teaching of Informatics]. Vestnik nauchnyh konferencij = Bulletin of Scientific Conferences. 2017; (3-6):57-58. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29093628 (accessed 08.11.2020). (In Russ.)
[18] Eremin E.A. Karty Mind Maps dlja uchebnika informatiki [Mind Maps for a Computer Science Textbook]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informacionnye komp'yuternye tekhnologii v obrazovanii. 2014; (10):22-28. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22771488 (accessed 08.11.2020). (In Russ.)
[19] Sas K.P. Obuchenie informatike s ispol'zovaniem Mind-Map
[Using mind-maps in teaching computer science]. In: Aktual'nye problemy teorii i praktiki obucheniya fiziko-matematicheskim i tekhnicheskim disciplinam v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. IV Vserossijskaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskaya konferenciya, posvyashchennaya 75-letiyu fakul'teta fiziki, matematiki, informatiki Kurskogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of the International Conference on Actual problems of the theory and practice of teaching physics, mathematics and technical disciplines in the modern educational space. KSU, Kursk; 2020. p. 332-334. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44845049 (accessed 08.11.2020). (In Russ.)
[20] Sas K.P. Using Smart Cards in Computer Science Education. Review of Pedagogical Research. 2021; 3(2):208-213. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44850771 (accessed 08.11.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[21] Deshatty D.D., Mokashi V. Mind Maps as a Learning Tool in Anatomy. International Journal of Anatomy and Research. 2013; 1(02):100-103. Available at: https://www.ijmhr.org/ijar_articles_vol1_02/227.pdf (accessed 08.11.2020). (In Eng.)
[22] Liu Y., Tong Y., Yang Y. The Application of Mind Mapping into College Computer Programming Teaching. Procedia Computer Science. 2018; 129:66-70. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.03.047
[23] Babich A.V. Effektivnaya obrabotka informacii (Mind mapping) [Efficient Information Processing (Mind mapping). INTUIT, Moscow; 2016. (In Russ.).
[24] Kuznetsova N.V. Ispol'zovanie mental'nyh kart v obrazovatel'noj deyatel'nosti [Using mind maps in educational activities]. Pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v obrazovanii. 2016; (15):5. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27320626 (accessed 08.11.2020). (In Russ.).
[25] Petrova I.A., Egarmin P.A. Metodicheskie aspekty ispol'zovaniya mental'nyh kart v processe obucheniya [Methodological aspects of the use of mind maps in the learning process]. Reshetnevskie chteniya = Reshetnev Readings. 2014; 3:310-313. Available at: https://disk.sibsau.ru/website/reshetnevsite/materials/2014.3.pdf (accessed 08.11.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[26] Vorobyeva V.M., Churikova L.V., Budunova L.G. Effektivnoe ispol'zovanie metoda intellekt-kart na urokah [Effective use of the mind mapping method in the classroom]. TemoCentr, Moscow; 2013. (In Russ.).
[27] Grzybovski A.M. Univariate analysis of repeated measurements. Ekologiya сheloveka = Human Ecology. 2008; (4):51-60. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44077892 (accessed 08.11.2020). (In Russ.)
[28] Subbotina A.V., Grjibovski A.M. Descriptive statistics and normality testing for quantitative data. Ekologiya сheloveka = Human Ecology. 2014; (2):51-57. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21309470 (accessed 08.11.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[29] Unguryanu T.N., Grjibovski A.M. Brief recommendations on description, analysis and presentation of data in scientific papers. Ekologiya сheloveka = Human Ecology. 2011; (5):55-60. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16228021 (accessed 08.11.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
Опубликована
2020-12-25
Как цитировать
SAS, Kristina Pavlovna. Применение интеллект-карт для визуализации процесса обучения справочно-поисковым системам. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 16, n. 4, p. 990-999, dec. 2020. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/706>. Дата доступа: 19 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.16.202004.990-999.
Раздел
Образовательные ресурсы и лучшая практика ИТ-образования