От цифровизации к цифровой трансформации военно-профессионального образования

  • Albina Khatmullovna Shelepaeva Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации http://orcid.org/0000-0002-4678-9671
  • Vadim Borisovich Uspalenko Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации http://orcid.org/0000-0003-4983-2580

Аннотация

Цифровизация общества активно влияет и на цифровые преобразования в системе образования. Наиболее активно ведутся исследования в сфере основного и среднего образования, реже в системе высшего образования. Наиболее проблематичной сферой исследования является система высшего военно-профессионального образования. Существующая тенденция адаптации методик и практик информатизации и цифровизации гражданских вузов в деятельность военных учебных заведений является ошибочной. В работе представлены результаты анализа существующих решений в сфере информатизации системы образования военного вуза. Исследованы границы применимости основных направлений цифровизации образования в условиях военного вуза. Основным методом исследования является библиометрический анализ российской электронной базы со встроенными средствами анализа. Количественные и качественные характеристики открытых источников по теме "цифровизация образования" анализировались с помощью закрытых систем поиска и машинного анализа больших текстов, такие как Microsoft Academic Graph и Dimensions.ai. Проведен контент-анализ имеющихся публикаций по ключевым словам: "информатизация военно-профессионального образования", "цифровизация образования", "цифровая трансформация". Оценка уровня заинтересованности данной проблематикой осуществлена по статистике запросов с использованием ресурса wordstat.ru. В качестве начальных шагов в области цифровизации военно-профессионального образования предложена разработка системы электронно-обучающей среды в контексте формирования цифровых компетенций.

Сведения об авторах

Albina Khatmullovna Shelepaeva, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

доцент кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем, кандидат педагогических наук

Vadim Borisovich Uspalenko, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

начальник кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем, полковник

Литература

1.Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovanija [Difficulties and prospects of digital transformation of education]. In: Ed. by A. Yu. Uvarov, I. D. Frumin. HSE Publ., Moscow; 2019. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5
2.Callado-Muñoz F., Utrero-González N. Integration in the European higher education area: the case of military education. Defence Studies. 2019; 19(4):373-391. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/14702436.2019.1681897
3.Larina T.V., Sklyarova O.N. Features of digitalization process in Russian military educational institutions. Mir nauki, kultury, obrazovaniya = World of Science, Culture and Education. 2020; (6):83-86. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5500-2020-685-83-86
4.Kozyrev A.N. Digital renaissance in popular culture, economics, and science. Digital Economy. 2021; 1:5-26. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.34706/DE-2021-01-01
5.Cifrovizacija: Prakticheskie rekomendacii po perevodu biznesa na cifrovye tehnologii [How to Go Digital: Practical Wisdom to Help Drive Your Organization's Digital Transformation]. LLC "Alpina Publisher", Moscow; 2019. (In Russ.)
6.Bogoslovskiy V.I., Busygina A.L., Aniskin V.N. Conceptual foundations of higher education in the digital economy. Samara Journal of Science. 2019; 8(1):223-230. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.24411/2309-4370-2019-11301
7.Karlova E.N., Grigorov A.Yu. The armed forces system of military professional education: post-soviet transformation stages. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2020; (4):242-248. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.22394/2079-1690-2020-1-4-242-248
8.Maltseva O.L., Aleksandrov V.A., Lubyannikov A.A. Povyshenie jeffektivnosti obuchenija studentov uchebnogo voennogo centra s ispol'zovaniem perspektivnyh tehnologij obuchenija [Improving the efficiency of training students at a military educational center using advanced learning technologies]. Proceedings of the International Conference on Modern education: content, technology, quality. 2012; 1:92-94. Available at:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26237908 (accessed 08.02.2021). (In Russ.)
9.Kozlov O.A. Primenenie informacionnyh tehnologij pri obuchenii kursantov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii [Information technologies in training cadets of the troops of the national guard of the Russian Federation]. Vysshee obrazovanie segodnja = Higher Education Today. 2016; (10):46-51. Available at:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27424895 (accessed 08.02.2021). (In Russ.)
10.Fletcher J.D. Education and Training Technology in the Military. Science. 2009; 323(5910):72-75. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1126/science.1167778
11.Blinov V.I., Sergeev I.S., Esenina E.J. Vnezapnoe distancionnoe obuchenie: pervyj mesjac avrala [Sudden Distance Learning: The First Month of Emergency]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda = Vocational Education and Labour Market. 2020; (2):6-33. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10201
12.Klimov A.A., Zarechkin E.Eu., Kupriyanovsky V.P. On the Digital Ecosystem of the Modern University. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2019; 15(4):815-824. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.15.201904.815-824
13.Andryukhina L.M., Sadovnikova N.O., Utkina S.N., Mirzaahmedov A.M. Digitalisation of professional education: prospects and invisible barriers.Education and Science. 2020; 22(3):116-147. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147
14.Boguslavsky M.V. The development of the theory of general and high education: typology and gen. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2009; (1):4-10. Available at:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14341576 (accessed 08.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
15.Klimov A.A., Zarechkin E.Yu., Kupriyanovsky V.P. Effects of Digitalisation on the System of Vocational Education and Training. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2019; 15(2):468-476. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.15.201902.468-476
16.Siebel T.M. Digital Transformation: Survive and Thrive in an Era of Mass Extinction. RosettaBooks; 2019. (In Eng.)
17.Sukhomlin V.A., Zubareva E.V., Yakushin A.V. Methodological aspects of the digital skills concept. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. – 2017; 13(2):146-152. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.2.253
18.Strategii, instrumenty i tehnologii cifrovizacii jekonomiki [Strategies, tools and technologies for digitalization of the economy]. In: Ed. by D. V. Kovalev, N. A. Kosolapova, E. A. Likhatskaya et al. SFedU Publ., Rostov-on-Don, Taganrog; 2020. (In Russ.)
19.Spante M., Hashemi S.S., Lundin M., Algers A. Digital competence and digital literacy in higher education research: Systematic review of concept use. Cogent Education. 2018; 5(1):1519143. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2018.1519143
20.Pangrazio L., Godhe A.-L., Ledesma A.G.L. What is digital literacy? A comparative review of publications across three language contexts. E-Learning and Digital Media. 2020; 17(6):442-459. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1177/2042753020946291
21.Galkina A.I., Burnasheva E.A., Grishan I.A. Jelektronnoe refleksivnoe portfolio rossijskogo klassicheskogo universiteta [Electronic Reflexive Portfolio of the Russian Classical University]. Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo = Educational Technologies and Society. 2018; 21(4):445-459. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36407267 (accessed 08.02.2021). (In Russ.)
22.Sukhomlin V., Zubareva E. Analytical Review of the Current Curriculum Standards in Information Technologies. In: V. Sukhomlin, E. Zubareva (Eds.) Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2018. Communications in Computer and Information Science, vol. 1201. Springer, Cham; 2020. p. 3-41. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-46895-8_1
23.Zhou Z., Wang H., Lou P. Manufacturing Intelligence for Industrial Engineering: Methods for System Self-Organization, Learning, and Adaptation. Engineering Science Reference; 2010. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-60566-864-2
24.Borodkina I., Borodkin H. Digital competencies analysis as vector of higher school reforming. Technology Audit and Production Reserves. 2018; 3(2):34-39. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.15587/2312-8372.2018.135429
25.Martin A., Grudziecki J. DigEuLit: Concepts and Tools for Digital Literacy Development. Innovation in Teaching and Learning in Information and Computer Sciences. 2006; 5(4):249-267. (In Eng.) DOI:https://doi.org/10.11120/ital.2006.05040249
Опубликована
2021-04-15
Как цитировать
SHELEPAEVA, Albina Khatmullovna; USPALENKO, Vadim Borisovich. От цифровизации к цифровой трансформации военно-профессионального образования. Международный научный журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образование», [S.l.], v. 17, n. 1, p. 145-155, apr. 2021. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/722>. Дата доступа: 25 jan. 2022 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202101.722.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение