Анализ влияния социальных ожиданий студентов трудоустройства на мотивацию к обучению

  • Sergey Nikolaevich Martyshenko Владивостокский государственный университет экономики и сервиса http://orcid.org/0000-0003-2817-7329

Аннотация

Главным условием развития интеллектуального потенциала страны является наличие эффективной системы высшего образования. Эффективность системы высшего образования во многом определяется мотивированностью студентов к обучению. В настоящей работе предлагается на основе эмпирических данных исследовать процессы, влияющие на мотивацию студентов овладевания профессией. Опросы проводились в форме мониторинга. За все время с 2017 по 2021 год было опрошено 1396 студентов. В работе исследуются различные факторы, влияющие на мотивацию начиная с выбора профессии до ожиданий трудоустройства. Для совместного анализа факторов в работе предложено использовать когнитивную модель. Практическая значимость когнитивной модели состоит не столько в обнаружении существенных связей, сколько в числовой оценке значимости этих связей. Модель позволяет выделить узкие места в процессе повышения мотивации к обучению и на этой основе осуществлять обоснованный выбор управленческих решений. Анализ общей картины по Приморскому краю свидетельствует о недостаточной мотивированности студентов к обучению и необходимости принятия управленческих решений по корректировке образовательного процесса. Во многом не высокая мотивированность студентов обусловлена отношением работодателей. На рынке труда низкая востребованность инновационных знаний. Для повышения мотивации студентов к овладению профессией необходимо расширение партнерских связей образовательных организаций высшего образования и работодателей. Необходимо повысить заинтересованность предприятий в новых продуктах и технологиях. Для повышения эффективности этой работы необходимо на уровне государства разработать механизмы, которые бы заинтересовали предприятия в привлечении вузовской науки в работе своих предприятий.

Сведения об авторе

Sergey Nikolaevich Martyshenko, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

профессор кафедры математики и моделирования, кандидат технических наук, профессор

Литература

1.Demidko E.V., Kazinets V.A. On the socio-economic role of higher education. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija = Modern problems of science and education. 2020; (2):41. (In Russ., abstract in Eng). DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29673
2.Mazharova L.A. About the problem of evaluating the effectiveness of the national higher education system. Proceedings of the International Conference on Modern education: content, technology, quality. 2020; 1:76-78. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44141589 (accessed 16.03.2021). (In Russ., abstract in Eng).
3.Mosina N.V. Osobennosti e`ffektivnoj podgotovki kompetentny`kh speczialistov v sisteme vy`sshego obrazovaniya [Features of effective training of competent professionals in higher education]. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta = Yugra State University Bulletin. 2017; (1-1):59-61. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28964151 (accessed 16.03.2021). (In Russ., abstract in Eng).
4.Stamkulova Sh.A. Povy`shenie kachestva obrazovaniya obuchayushhikhsya posredstvom ispol`zovaniya informaczionny`kh tekhnologij [Improving the quality of education of students through the use of information technology]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University. 2019; (1):35-40. (In Russ., abstract in Eng). DOI: https://doi.org/10.25198/1814-6457-219-35
5.Stark E. Examining the Role of Motivation and Learning Strategies in Student Success in Online versus Face-to-Face Courses. Online Learning. 2019; 23(3):234-251. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.24059/olj.v23i3.1556
6.Sugandi L., Kurniawan Y. The Influence of Information Technology on the Information and Service Quality for the Teaching and Learning. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2018; 13(12):230-237. Available at: https://online-journals.org/index.php/i-jet/article/view/8665 (accessed 16.03.2021). (In Eng.)
7.Zhu X., Liu J. Education in and After Covid-19: Immediate Responses and Long-Term Visions. Postdigital Science and Education. 2020; 2(3):695-699. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/s42438-020-00126-3
8.Chick R.C. et al. Using Technology to Maintain the Education of Residents During the COVID-19 Pandemic. Journal of Surgical Education. 2020; 77(4):729-732. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsurg.2020.03.018
9.Nguyen D.T., Chung K.T. New Trends in Technology Application in Education and Capacities of Universities Lecturers During the Covid-19 Pandemic. International Journal of Mechanical and Production Engineering Research and Development. 2020; 10(3):1709-1714. Available at: http://www.tjprc.org/publishpapers/2-67-1593504787-IJMPERDJUN2020155.pdf (accessed 16.03.2021). (In Eng.)
10.Veremchuk A.S. About motivation of students as a necessary condition for improving the quality of education. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki = Scientific Review. Pedagogical science. 2020; (2):34-38. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42897036 (accessed 16.03.2021). (In Russ., abstract in Eng).
11.Tokan M.K., Imakulata M.M. The effect of motivation and learning behaviour on student achievement. South African Journal of Education. 2019; 39(1):1510. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.15700/saje.v39n1a1510
12.Kirchmayer Z., Fratričová J. What Motivates Generation Z at Work? Insights into Motivation Drivers of Business Students in Slovakia. Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference: Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020 (IBIMA 2018). Milan, Italy; 2018. p. 6019-6030. Available at: https://ibima.org/accepted-paper/what-motivates-generation-z-at-work-insights-into-motivation-drivers-of-business-students-in-slovakia (accessed 16.03.2021). (In Eng.)
13.Maksimenko N.V. Problems of students academic achievements motivation actualization as factors of the university education quality improvement. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University. 2018; (6):40-46. (In Russ., abstract in Eng). DOI: https://doi.org/10.25198/1814-6457-218-40
14.Ogurtsova A.Yu. Problema professional`noj realizaczii i kar`erny`e ozhidaniya studentov goroda Kurska [The problem of professional development and career expectations of students of the city of Kursk]. Politika, e`konomika i innovaczii = Policy, Economy and Innovations. 2017; (5):8. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32278645 (accessed 16.03.2021). (In Russ., abstract in Eng).
15.Prudnikova M.M., Shabalina E.P. Professional expectations and employment plans of graduate students. Polzunovskij al'manah = Polzunovsky almanac. 2017; (4-4):254-256. Available at: http://elib.altstu.ru/journals/Files/pa2017_04_4/pdf/254Prudnikova.pdf (accessed 16.03.2021). (In Russ., abstract in Eng).
16.Sabyna E.N., Neupokoev M.Yu. Professional`ny`e ozhidaniya vy`pusknikov sovremennogo vuza (na materialakh g. Barnaula) [Professional expectations of graduates of a modern university (Case study on the city of Barnaul). E`konomika. Professiya. Biznes = Economics Profession Business. 2018; (4):50-56. (In Russ., abstract in Eng). DOI: https://doi.org/10.14258/201853
17.Baert S. et al. Student employment and academic performance: an empirical exploration of the primary orientation theory. Applied Economics Letters. 2018; 25(8):547-552. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/13504851.2017.1343443
18.Halif M.M. et al. Moderating Effects of Student Motivation on the Relationship between Learning Styles and Student Engagement. Asian Journal of University Education. 2020; 16(2):93-103. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.24191/ajue.v16i2.10301
19.Galles J. et al. Mindfulness and Decision-Making Style: Predicting Career Thoughts and Vocational Identity. The Career Development Quarterly. 2019; 67(1):77-91. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1002/cdq.12164
20.Baskakova D.Yu., Belash O.Yu., Shestopalov M.Yu. Graduates' employment: expectations and reality. Planirovanie i obespechenie podgotovki kadrov dlja promyshlenno-jekonomicheskogo kompleksa regiona = Planning and providing training for the industrial and economic complex of the region. 2017; 1:137-141. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30675936 (accessed 16.03.2021). (In Russ., abstract in Eng).
21.Kooij D.T.A.M., Tims M., Akkermans J. The influence of future time perspective on work engagement and job performance: the role of job crafting. European Journal of Work and Organizational Psychology. 2017; 26(1):4-15. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/1359432X.2016.1209489
22.Ledneva S.A. Features of young people labour motivation as the cause of employment difficulty in the labour market. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Jekonomika i upravlenie = Bulletin Tver State University. Series: economics and management. 2017; (2):54-59. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29410030 (accessed 16.03.2021). (In Russ., abstract in Eng).
23.Sandler D.G., Sushchenko A.D., Kuznetsov P.D., Pechenkina T.E. Employment for university graduates and its measure the higher education quality. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = Journal University Management: Practice and Analysis. 2018; 22(3):73-85. (In Russ., abstract in Eng). DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.028
24.Rudakov V.N., Chirikov I.S., Roshchin S.Yu., Drozhzhina D.S. The impact of academic achievement on starting wages of Russian university graduates. Voprosy jekonomiki = Voprosy Ekonomiki. 2017; (3):77-102. (In Russ., abstract in Eng). DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-3-77-102
25.Smykova N.V., Avdeev A.S., Guner M.V. Selection of informational signs for forecasting employment of graduates. Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta = Izvestiya of Altai State University. 2020; (1):128-132. (In Russ., abstract in Eng). DOI: https://doi.org/10.14258/izvasu(2020)1-22
Опубликована
2021-04-15
Как цитировать
MARTYSHENKO, Sergey Nikolaevich. Анализ влияния социальных ожиданий студентов трудоустройства на мотивацию к обучению. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 17, n. 1, p. 156-164, apr. 2021. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/729>. Дата доступа: 21 nov. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202101.729.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение