Технология создания многоуровневых межвузовских индикаторов достижения профессиональных компетенций для повышения академической мобильности обучающихся
Аннотация
В настоящее время с внедрением Болонской системы в отечественную систему образования наблюдается беспрецедентное повышение уровня академической мобильности обучающихся. В связи с этим остро встает проблема оценки имеющихся знаний (компетенций), с которыми обучающийся приходит в новый ВУЗ. Даже в случае, если студент переходит из одного ВУЗа в другой, не меняя направление обучения, в 90% случаев набор изученных им в родном ВУЗе дисциплин существенно различается с таковым у студентов принимающего ВУЗа. С другой стороны, нередки случаи, когда, не смотря на то, что названия дисциплин различаются, перечень приобретенных знаний и умений пересекается с фактическим содержанием дисциплин в новом ВУЗе. Это создает значительные трудности как для студента, так и для преподавателей принимающего ВУЗа: студенту приходится пересдавать предметы, отличающие по названию, но одинаковые по содержанию с уже изученными в прежнем ВУЗе; преподавателям же приходится тратить время на прием промежуточной аттестации у таких студентов. В настоящей статье содержатся практические предложения по модификации существующей системы определения компетенций, заключающейся в создании системы межвузовских индикаторов достижения конкретных профессиональных знаний и умений. Такая система позволит определять список недостающих индикаторов для освоения направления образования принимающего ВУЗа.
Литература
2.Zaydullin S.S., Novikova S.V. Kontseptsiya mezhdunarodnoy obrazovatel'noy sredy dlya obucheniya IT-spetsialistov na osnove zaprosov rynka truda [The concept of international educational environment for learning IT-specialists based on requests of the labour market]. Uchenye zapiski ISGZ = Scientific notes ISGZ. 2016; 14(1):245-249. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25908188 (accessed 27.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
3.Sukhomlin V., Zubareva E. Analytical Review of the Current Curriculum Standards in Information Technologies. In: V. Sukhomlin, E. Zubareva (Eds.) Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2018. Communications in Computer and Information Science, vol. 1201. Springer, Cham; 2020. p. 3-41. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-46895-8_1
4.Sukhomlin V., Zubareva E., Namiot D. Multiplatform System of Digital Talents Development "Academy of OIT". In: V. Sukhomlin, E. Zubareva (Eds.) Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2017. Communications in Computer and Information Science, vol. 1204. Springer, Cham; 2021. p. 3-13. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-78273-3_1
5.Dudakov S.M., Zakharova I.V. Monitoring the formation of mathematical competences in students of IT-specialties. Engineering education. 2017; 21:90-95. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29988095 (accessed 27.02.2021). (In Russ.)
6.Karavayeva Y.V., Kovtun Y.N. Adapting the Tuning Programme Profiles to the Need of Russian Higher Education. Tuning Journal for Higher Education. 2013; 1(1):187-202. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.18543/tjhe-1(1)-2013pp187-202
7.Gonzales-Dholakia G. Computing competencies: ensuring student success. Proceedings of the 31st annual ACM SIGUCCS fall conference (SIGUCCS '03). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2003. p. 18-20. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/947469.947476
8.Rawboon K., Yamazaki A.K., Oda S., Wongsatanawarid A. Global Competencies for Engineering Education: A Comparative Study of Industry and Academic Perspectives. Proceedings of the 5th International Conference on Information and Education Innovations (ICIEI 2020). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2020. p. 66-71. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3411681.3412949
9.Sharipova O.M. Professional standarts, digitalization, competency model: correlation for achievement of strategic goals. Jekonomika i obshhestvo = Economy and Society. 2020; (S1):56-66. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42809992 (accessed 27.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
10.Gugina E.V., Kuzenkov O.A. Educational standards of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. 2014; (3-4):39-44. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22862964 (accessed 27.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
11.Novikova S.V., Zaydullin S.S. Realizatsiya gibkoy obrazovatel'noy trayektorii IT-spetsialistov na osnove blochnogo e-learning-podkhoda [The implementation of a flexible educational path for IT-specialists on the basis of cluster approach to e-learning]. Uchenye zapiski ISGZ = Scientific notes ISGZ. 2016; 14(1):423-427. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25908220 (accessed 27.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
12.Zakharova I., Kuzenkov O., Soldatenko I., Yazenin A., Novikova S., Medvedeva S., Chukhnov A. Using SEFI framework for modernization of requirements system for mathematical education in Russia. Proceedings of the 44th SEFI Annual Conference 2016 – Engineering Education on Top of the World: Industry University Cooperation (SEFI 2016). Tampere, Finland; 2016. Available at: http://sefibenvwh.cluster023.hosting.ovh.net/wp-content/uploads/2017/09/zakharova-using-sefi-framework-for-modernization-of-requirements-system-for-mathematical-education-155.pdf (accessed 27.02.2021). (In Eng.)
13.Kuzenkov O.A., Zakharova I.V. Mathematical programs modernization based on Russian and international standards. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2018; 14(1):233-244. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.14.201801.233-244
14.Babich A.V., Sheveleva N.A., Vasiliev I.A. Academic mobility: current legal regulation and its practical application. ZAKON. 2016; (11):50-58. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27389520 (accessed 27.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
15.Sakhieva R.G. et al. The Essential, Objective and Functional Characteristics of the Students’ Academic Mobility in Higher Education. Review of European Studies. 2015; 7(3):335-340. (In Eng.) DOI: http://dx.doi.org/10.5539/res.v7n3p335
16.Sumathi S., Esakkirajan S. Fundamentals of Relational Database Management Systems. Studies in Computational Intelligence, vol. 47. Springer, Berlin, Heidelberg; 2007. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-540-48399-1
17.Connolly T.M., Begg C.E. Database Systems: A Practical Approach to Design Implementation and Management. 6th ed. Pearson; 2015. (In Eng.)
18.Schleicher A. Developing Twenty-First-Century Skills for Future Jobs and Societies. In: B. Panth, R. Maclean (Eds.) Anticipating and Preparing for Emerging Skills and Jobs. Education in the Asia-Pacific Region: Issues, Concerns and Prospects, vol. 55. Springer, Singapore; 2020. p. 47-55. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-15-7018-6_7
19.Fennell P. Extremes of XML. XML London 2013 Conference Proceedings. University College London, London, United Kingdom; 2013. p. 80-86. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.14337/xmllondon13.fennell01
20.Grune D., Jacobs C.J.H. Parsing as Intersection. Parsing Techniques. Monographs in Computer Science. Springer, New York, NY; 2008. p. 425-442. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-0-387-68954-8_13
21.Tomita M. Generalized LR Parsing. Springer Science & Business Media; 1991. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4615-4034-2
22.Bedny A., Erushkina L., Kuzenkov O. Modernising educational programmes in ICT based on the Tuning methodology. Tuning Journal for Higher Education. 2014; 1(2):387-404. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.18543/tjhe-1(2)-2014pp387-404
23.Haas C., Hadjar A. Students’ trajectories through higher education: a review of quantitative research. Higher Education. 2020; 79(6):1099-1118. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-019-00458-5
24.McKee S., Gauch D. Implications of Industry 4.0 on Skills Development. In: B. Panth, R. Maclean (Eds.) Anticipating and Preparing for Emerging Skills and Jobs. Education in the Asia-Pacific Region: Issues, Concerns and Prospects, vol. 55. Springer, Singapore; 2020. p. 279-288. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-15-7018-6_34
25.Reale E. Challenges in higher education research: the use of quantitative tools in comparative analyses. Higher Education. 2014; 67(4):409-422. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-013-9680-2
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.