Анализ эффективности профориентационных мероприятий вуза с использованием инструментов машинного обучения

Аннотация

Цель статьи – охарактеризовать проблемы и возможные направления развития профориентационной деятельности и работы с абитуриентами провинциального вуза на примере Ульяновского государственного университета.
Анализ эффективности существующих инструментов взаимодействия вуза с потенциальными студентами и предложения по их развитию и модификации должны опираться прежде всего на результаты изучения целевой аудитории, в частности, на анализ запросов сегодняшнего абитуриента, его мотивов получения высшего образования и критериев выбора вуза. Указанные характеристики, помимо общих тенденций, продиктованных глобальными социальными и экономическими изменениями, имеют региональную специфику, что определяет актуальность исследования, несмотря на значительное внимание к этим проблемам.
В начале статьи авторы предлагают ряд гипотез о современных инструментах формирования репутации провинциального вуза и причинах стремления школьников (особенно наиболее успешных) учиться в другом регионе. Проверка гипотез осуществляется на основе анализа данных анкетирования старшеклассников Ульяновской области. В статье описана структура опроса, проводимого весной 2021 года, и характеристики используемой выборки. Для анализа применяются статистические методы и инструменты машинного обучения. В статье представлены результаты проведенного анализа, их интерпретация и обсуждение.
В заключение авторы обозначают основные факторы, влияющие на результаты приема студентов Ульяновского государственного университета в виде выводов, которые дают основание для формирования вектора коррекции содержания и форм профориентационной деятельности, стратегии рекламной кампании вуза и системы рекрутинга абитуриентов региона. Как и ожидалось, помимо общих для российских абитуриентов характеристик выявлены особенности, специфические для исследуемого региона.

Сведения об авторах

Natalya Olegovna Sedova, Ульяновский государственный университет

профессор кафедры информационной безопасности и теории управления, доктор физико-математических наук, доцент

Irina Anatolyevna Pertseva, Ульяновский государственный университет

руководитель Молодежной академии информационных технологий, кандидат физико-математических наук

Olga Dmitrievna Yur'eva, Ульяновский государственный университет

доцент кафедры информационной безопасности и теории управления, кандидат физико-математических наук, доцент

Литература

1. Rubin Y.B. Competition in the Russian education: theory and contradictory reality. University Management: Practice and Analysis. 2017; 21(5):17-30. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.15826/umpa.2017.05.058
2. Avralev N.V., Efimova I.N., Makoveichuk A.V. Innovative approaches to the development of a system for university student recruitment. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017; 21(2):247-261. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.087.021.201702.247-261
3. Valeeva R.R., Khusainova G.R. Study of factors influencing the choice of a higher educational institution by applicants. Global'nyi nauchnyi potentsial = Global scientific potential. 2020; (12):136-138. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44847021 (accessed 15.11.2021) (In Russ., abstract in Eng.)
4. Glebova G.F. The topical issues of classic university and school cooperation in the regional system of lifelong learning. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek = Lifelong Education: the XXI century. 2014; (1):119-134. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.15393/j5.art.2014.2267
5. Knyazkina E.A. Strategies for attracting talented youth to a technical university. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal=Kazan Pedagogical Journal. 2021; (1):113-119. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.145.2.014
6. Lorents V.V. The university competitiveness factors. Uspekhi gumanitarnykh nauk = Modern humanities success. 2020; (2):7-12. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42489028 (accessed 15.11.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
7. Maslevich T.P., Safronova N.B., Minaeva N.L. Innovative ways of applicants attraction (based on research of factors of motivation). Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University. 2018; (6):52-60. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36915157 (accessed: 15.11.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
8. Ryabokon M.V. Behavior models of entrants when choosing the university. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki = Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. 2016; (4):177-185. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28416044 (accessed: 15.11.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
9. Tikhonova A.A. Features of the Choice of the Psychology Profession by Students: Motivational Aspect (Using the Example of UlSPU Students). Povolzhskij pedagogicheskij poisk = Volga Region Pedagogical Search. 2019; (1):31-38. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.33065/2307-1052-2019-1-27-31-38
10. Jukova E.E., Kozyrev M.S., Ilina I.Yu., Melnichuk Yu. A. Analysis of the target audience of the educational services market on the example of Moscow universities. Perspektivy nauki i obrazovania = Perspectives of Science and Education. 2020; (2):430-442. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.32744/pse.2020.2.34
11. Durdyev S., Ihtiyar A. Structural Equation Model of Factors Influencing Students to Major in Architecture, Engineering, and Construction. Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. 2019; 145(2):05018019. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1061/(ASCE)EI.1943-5541.0000402
12. Kiselev P., Kiselev B., Matsuta V., Feshchenko A., Bogdanovskaya I., Kosheleva A. Career guidance based on machine learning: social networks in professional identity construction. Procedia Computer Science. 2020; 169:158-163. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/j.procs.2020.02.128
13. Debrenne M., Pogorelskaya A.M., Pomorina I.V. Skalaban I.A. A Comparative Analysis of the Factors Determining the Way British, Russian and French University Entrants Choose the University. Tomsk State University Journal. 2019; (446):90-95. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.17223/15617793/446/12
14. Jukova E.E., Vasyutkina L.V., Chernykh I.N., Vasyutkina A.A. Correlation between the Choice of University and Admission Standards. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020; 12(03):1238-1244. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP3/20201372
15. Gajnanov D.A., Migranova L.I., Minyazev A.I. Cifrovaya model' povedeniya abiturienta v obrazovatel'noj srede [Digital Model of an Applicant's Behavior in the Educational Environment]. Iskusstvennye obshchestva = Artificial Societies. 2020; 15(4). (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.18254/S207751800011658-2
16. Zhezhnych P., Zub K., Berezko O., Shilinh A. A Comparison of Machine Learning Algorithms for Prediction Higher Education Institution’s Entrants Admissions. In: Hu Z., Zhang Q., Petoukhov S., He M. (eds.) Advances in Artificial Systems for Logistics Engineering. ICAILE 2021. Lecture Notes on Data Engineering and Communications Technologies. Vol 82. Springer, Cham; 2021. p. 171-179. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-80475-6_17
17. Bhaskaran S.S., Aali M.A. Data Mining Model for Better Admissions in Higher Educational Institutions (HEIs) ‒ A Case Study of Bahrain. In: Hassanien A., Bhatnagar R., Darwish A. (eds.) Advanced Machine Learning Technologies and Applications. AMLTA 2020. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 1141. Springer, Singapore; 2021. p. 141-150. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1007/978-981-15-3383-9_13
18. Terentyev K. Educational strategies of university applicants: the development of classifications. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek = Lifelong Education: The 21st Century. 2015; 3(11). (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.15393/j5.art.2015.2922
19. Skalaban I.A., Osmuk L.A., Kolesova O.V., Cherepanov G.M. Roads old and new: Educational strategies in university choice by Russian students. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2019; 29(2):50-62. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-50-62
20. Nuseir M.T., El Refae G.A. Factors influencing the choice of studying at UAE universities: an empirical research on the adoption of educational marketing strategies. Journal of Marketing for Higher Education. 2021. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1080/08841241.2020.1852467
21. Simões C., Soares A.M. Applying to higher education: information sources and choice factors. Studies in Higher Education. 2010; 35(4):371-389. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1080/03075070903096490
22. Delaney J.M., Devereux P.J. Choosing differently? College application behavior and the persistence of educational advantage. Economics of Education Review. 2020; 77:101998. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2020.101998
23. Jayakumar U.M., Page S.E. Cultural Capital and Opportunities for Exceptionalism: Bias in University Admissions. The Journal of Higher Education. 2021; 92(7):1109-1139. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1080/00221546.2021.1912554
24. Cunninghame I. Influence of policy discourse on student choice in Australian higher education. International Journal of Inclusive Education. 2020. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1080/13603116.2020.1791980
25. Savitskaya E.V., Altunina N.S. Higher Education: Reputational Effects, Distorted Signaling and Propitious Selection. Zhurnal institucional'nyh issledovanij = Journal of Institutional Studies. 2017; 9(1):117-133. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.17835/2076-6297.2017.9.1.117-133
26. Shushara T.V., Ustinova Yu.D., Alexandrov A.P. Study of the factors of choosing the university by parents of as an important element of strategic marketing in educationю Perspektivy nauki i obrazovania = Perspectives of Science and Education. 2019; (2):453-464. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.34
Опубликована
2021-12-20
Как цитировать
SEDOVA, Natalya Olegovna; PERTSEVA, Irina Anatolyevna; YUR'EVA, Olga Dmitrievna. Анализ эффективности профориентационных мероприятий вуза с использованием инструментов машинного обучения. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 17, n. 4, p. 1032-1046, dec. 2021. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/769>. Дата доступа: 20 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202104.1032-1046.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение