Комплексная оценка активностей студента в системе высшего образования по дисциплинам IT-профиля

Аннотация

Развитие интернет-технологий ведет к информатизации общества, и как следствие возникает необходи-мость изменения системы образования. Молодое поколение мобильно, независимо, обладает достаточно раз-витой компьютерной грамотностью. Неограниченный доступ к информации привел к такому побочному эффек-ту, как снижение активности студента в получении новых знаний. Система образования столкнулась с необхо-димостью реагировать на изменение потребностей и вызовов со стороны молодых людей в формах получения образования. В данном направлении авторами статьи предложен подход к образовательному процессу и ме-тодика оценивания деятельности студентов, которые совместно с использованием современных подходов к изложению учебных материалов могут стать основой, позволяющей справиться с цифровой трансформацией обучения.
Комплексная оценка деятельности студента в процессе обучения рассматривается в виде совокупности компьютерного тестирования, как основного инструмента для контрольной оценки знаний, и системы оценива-ния и учета достижений (активностей) студента. Применение современных сервисов, средств коммуникации, облачных технологий, в сочетании с рейтинговой системой и технологией управления этим рейтингом не со стороны преподавателя, а со стороны студента помогает создать систему стимулирования успеваемости и усовершенствовать процесс обучения. Внедрение системы тестирования совместно с системой учета активностей позволяет сделать процесс получения студентом оценки более прозрачным и объективным. Для автоматизации процесса контроля знаний с использованием тестирования в статье предложены принципы формирования тестов с учетом сложности во-просов, методика расчета результатов в рамках отдельных вопросов и теста в целом на основании коэффици-ентов сложности вопросов.
В условиях очной и дистанционных форм получения образования разработанные подходы могут сфор-мировать реальную мотивацию к получению качественного познания и формирования необходимых компе-тентностей специалиста ИТ-профиля. На взгляд авторов статьи, предложенные подходы можно транслировать на любые специальности с поправкой на особенности будущей сферы деятельности студентов.

Сведения об авторах

Dmitry Mikhailovich Romanenko, Белорусский государственный технологический университет

заведующий кафедрой информатики и веб-дизайна, факультет информационных технологий, кандидат технических наук, доцент

Olga Alexandrovna Novoselskaya, Белорусский государственный технологический университет

доцент кафедры информатики и веб-дизайна, факультет информационных технологий, кандидат технических наук, доцент

Natalya Ivanovna Potapenko, Белорусский государственный технологический университет

старший преподаватель кафедры информатики и веб-дизайна, факультет информационных технологий

Литература

1. Luzakov A.A., Omelchenko N.V. Semantic space of computer games: The attempt of reconstruction. Scientific Journal of KubSAU. 2012; (78):1377-1411 [Electronic resource]. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17714688 (accessed 16.08.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
2. Emel'yanenko V.D. World-view and computer gaming addiction: The search for the relationship. Philosophical Problems of Information Technology and Cyberspace. 2016; (1):45-64. [Electronic resource]. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17726/philIT.2016.11.1.130
3. Kazarenkov V.I., Kazarenkova T.B. Development in students of requirement for intercultural interaction. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2010; (1):69-73. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13983088 (accessed 16.08.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
4. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. The Educational Failure of Pupils and Students as a Social Phenomenon: A Research Methodology. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020; 29(5):34-44. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-34-44
5. Usacheva O.V., Chernyakov M.K. Assessment of University Willingness to the Transition to Digital Educational Environment. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020; 29(5):53-62. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-53-62
6. Fortus D., Touitou I. Changes to students’ motivation to learn science. Disciplinary and Interdisciplinary Science Education Research. 2021; 3:1. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1186/s43031-020-00029-0
7. Star J.R., Chen J.A., Taylor M.W., et al. Studying technology-based strategies for enhancing motivation in mathematics. International Journal of STEM Education. 2014; 1:7. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1186/2196-7822-1-7
8. Daher W., Alfahel E., Anabousy A. Moderating the Relationship Between Student’s Gender and Science Motivation. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2021; 17(5):em1956. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/10829 .
9. Fortus D., Vedder-Weiss D. Measuring students continuing motivation for science learning. Journal of Research in Science Teaching. 2014; 51(4):497-522. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1002/tea.21136
10. Yokoyama M., Miwa K. Relationship Between Goal Orientation, Conception of Learning, and Learning Behavior. In: Ed. by P. Isaias, D. G. Sampson, D. Ifenthaler. Online Teaching and Learning in Higher Education. Cognition and Exploratory Learning in the Digital Age. Springer, Cham; 2020. p. 23-39. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-48190-2_2
11. Fenollar P., Román S., Cuestas P.J. University students’ academic performance: An integrative conceptual framework and empirical analysis. British Journal of Educational Psychology. 2007; 77(4):873-891. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1348/000709907X189118
12. Nagabhushan P. Academic Motivation and Engagement: Theoretical Background. In: Ed. by P. Nagabhushan. Engaging Adolescent Students in Contemporary Classrooms: Emerging Research and Opportunities. IGI Global; 2018. p. 13-67. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-5225-5155-3.ch002
13. Ayebi-Arthur K. E-learning, resilience, and change in higher education: Helping a university cope after a natural disaster. E-Learning and Digital Media. 2017; 14(5):259-274. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1177/2042753017751712
14. Rakhimov O.D. Necessity of Live Modern Lectures in Higher Education and its Types. Problemy nauki = Problems of Science. 2020; (10):65-69. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.24411/2413-2101-2020-11002
15. Shmeleva E., Semenova T. Akademicheskoe moshennichestvo studentov: uchebnaya motivatsiya vs obrazovatel'naya sreda [Academic Dishonesty among College Students: Academic Motivation vs Contextual Factors]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2019; (3):101-129. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-3-101-129
16. Romanenko D. Computer Testing as a Form of Students’ Knowledge Control. CEUR Workshop Proceedings. 2020; 2770:196-203. [Electronic resource]. Available at: http://ceur-ws.org/Vol-2770/paper23.pdf (accessed 16.08.2021). (In Eng.)
17. Selivanova I.A., Markovina I.Yu., Ilyasov I.R., Zhevlakova A.K., Terekhov R.P. Test Items Validation in the Context of Education Export. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020; 29(6):136-143. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-136-143
18. Federiakin D. Mezhstranovaya sopostavimost' rezul'tatov testirovaniya v mezhdunarodnykh sravnitel'nykh issledovaniyakh vysshego obrazovaniya [Cross-National Comparability of Assessment in Higher Education]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2020; (2):37-59. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-2-37-59
19. Vernica R., Li C. Efficient top-k algorithms for fuzzy search in string collections. Proceedings of the First International Workshop on Keyword Search on Structured Data (KEYS '09). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2009. p. 9-14. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/1557670.1557677
20. Sukhomlin V.A. Open System of IT-education as a Tool to Enhance Digital Skills. Strategicheskie prioritety = Strategic Priorities. 2017; (1):70-81. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29432623 (accessed 16.08.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
21. Revunov S.V., Kovyazo E.A., Vazhinskaya L.Yu. Application of Information and Communication Technologies in Teaching Physics. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2021; 10(2):236-239. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2021-1002-0058
22. Zharikova O.S., Kurnakova N.Yu. Unifying Test Tasks in the Conditions of Distance Learning. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021; (6-1):74-77. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-6-1-74-77
23. Budaragin N.V., Gustun O.N., Lavdina Yu.K., Leonova N.M. Measurement of the learners’ current level of preparation by using the computer testing. Innovacii i investicii = Innovation & Investment. 2019; (7):154-157. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41396642 (accessed 16.08.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
24. Starygina S.D., Nuriev N.K. Didakticheskaya inzhenerija: zifrovaya model pedagogicheskogo obrazovaniya [Didactic engineering: a digital model of pedagogical testing]. Obrazovatelnije tehnologii i obschestvo = Educational Technology & Society. 2020; 23(1):84-100. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41828158 (accessed 16.08.2021). (In Russ.)
25. Meshkova I.V. Features of the professional development of students with different levels of responsibility. Vocational Education and Labour Market. 2021; (3):133-142. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.52944/PORT.2021.46.3.012
Опубликована
2021-09-30
Как цитировать
ROMANENKO, Dmitry Mikhailovich; NOVOSELSKAYA, Olga Alexandrovna; POTAPENKO, Natalya Ivanovna. Комплексная оценка активностей студента в системе высшего образования по дисциплинам IT-профиля. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 17, n. 3, p. 670-683, sep. 2021. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/774>. Дата доступа: 24 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202103.670-683.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение