Формирование программы обучения сотрудников международной компании-поставщика корпоративных ИТ-систем с использованием методов дизайн-мышления

Аннотация

Рост рынка облачных технологий способствует изменению стратегий ИТ-компаний. В случае компаний, приоритетом которых ранее были корпоративные информационные системы класса on-Premise ("по запросу"), а сейчас – системы, поставляемые по модели SaaS (software as a service, программное обеспечение как услуга), первичным для позиционирования выгод от решения становится диалог с клиентами в части экономических выгод, а не функциональных возможностей системы. При внедрении новых стратегий зачатую возникают требования к обучению сотрудников. В данном исследовании поставлена цель – формирование программы обучения сотрудников международного поставщика корпоративных систем. Проведен анализ научных источников по теме исследования, описана проблематика и выделен научный дефицит знаний в части использования методик дизайн-мышления для ИТ-обучения. Применение системного анализа позволило определить последовательность задач исследования. Для формализации модели задачи использована теория множеств – выделены множества предметных областей знаний сотрудников и их характеристики. Для достижения цели исследования используется методы дизайн-мышления. В статье детально описана структура проведения эксперимента в части опросов и взаимодействия с респондентами методами дизайн-мышления, а также последующий анализ данных.
По оценке руководства ИТ-компании предложенные методы компании позволили увеличить эффективность опроса в части вовлеченности сотрудников. В ходе семинаров дизайн-мышления формализованы сотни предметных темы и отобраны десятки тем, соответствующих поставленной цели. Отобранные темы легли в основу программы обучения сотрудников международного поставщика корпоративных ИТ-систем. Проведенный семинар был высоко оценен сотрудниками. Положительные отзывы и результаты подтверждают, что цель исследования была достигнута, а применяемые методы более эффективны по сравнению с применяемыми ранее.

Сведения об авторе

Artem Andreevich Levchenko, Воронежский государственный университет; ООО "САП Япония"

соискатель кафедры информационных технологий управления, факультет компьютерных наук; старший региональный технический менеджер

Литература

1. Prud’homme van Reine P. The culture of design thinking for innovation. Journal of Innovation Management. 2017; 5(2):56-80. Available at: https://repositorio-aberto.up.pt/handle/10216/105431 (accessed 17.08.2021). (In Eng.)
2. Dobrigkeit F., de Paula D. Design thinking in practice: understanding manifestations of design thinking in software engineering. Proceedings of the 2019 27th ACM Joint Meeting on European Software Engineering Conference and Symposium on the Foundations of Software Engineering (ESEC/FSE 2019). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2019. p. 1059-1069. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3338906.3340451
3. Cesar Pereira J., Russo R.F.S.M. Design Thinking Integrated in Agile Software Development: A Systematic Literature Review. Procedia Computer Science. 2018; 138:775-782. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.10.101
4. Carroll N., Richardson I. Aligning Healthcare Innovation and Software Requirements through Design Thinking. 2016 IEEE/ACM International Workshop on Software Engineering in Healthcare Systems (SEHS). IEEE Press, Association for Computing Machinery, Austin, TX, USA; 2016. p. 1-7. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1109/SEHS.2016.009
5. Corral L., Fronza I. Design Thinking and Agile Practices for Software Engineering: An Opportunity for Innovation. Proceedings of the 19th Annual SIG Conference on Information Technology Education (SIGITE '18). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2018. p. 26-31. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3241815.3241864
6. Taratukhin V., Pulyavina N., Becker J. The Future of Design Thinking for Management Education. Project-Based and Game-Oriented Methods are Critical Ingredients of Success. Developments in Business Simulation and Experiential Learning: Proceedings of the Annual ABSEL conference. 2020; 47:261-265. Available at: https://journals.tdl.org/absel/index.php/absel/article/view/3284 (accessed 17.08.2021). (In Eng.)
7. Clune S.J., Lockrey S. Developing environmental sustainability strategies, the Double Diamond method of LCA and design thinking: a case study from aged care. Journal of Cleaner Production. 2014; 85:67-82. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2014.02.003
8. Taratukhin V., Pulyavina N. The Future of Project-based Learning for Engineering and Management Students: Towards an Advanced Design Thinking Approach. American Society for Engineering Education Annual Conference and Exposition 2018: 125 Years in the Heart of Engineering Education. Salt Lake City, Utah, USA: ASEE, Curran Associates, Inc.; 2019. p. 4540-4554. (In Eng.)
9. Dilts R.B. Strategies of Genius, vol. 1. Aptos, CA, USA: Meta Publications; 1994. 352 p. (In Eng.)
10. Tushar W., et al. Exploiting design thinking to improve energy efficiency of buildings. Energy. 2020; 197:117141. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.energy.2020.117141
11. Ng K.H., Wang S. -M. Design thinking for usability evaluation of cloud platform service-case study on 591 house rental web service. 2018 IEEE International Conference on Applied System Invention (ICASI). IEEE Press, Chiba, Japan; 2018. p. 247-250. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1109/ICASI.2018.8394579
12. Khare A., Khare K., Baber W.W. Why Japan’s Digital Transformation Is Inevitable. In: Ed. by A. Khare, H. Ishikura, W. Baber. Transforming Japanese Business. Future of Business and Finance. Springer, Singapore; 2020. p. 3-14. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-15-0327-6_1
13. Pahl C., Jamshidi P., Zimmermann O. Architectural Principles for Cloud Software. ACM Transactions on Internet Technology. 2018; 18(2):1-23. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3104028
14. Zhang Q., Cheng L., Boutaba R. Cloud computing: state-of-the-art and research challenges. Journal of Internet Services and Applications. 2010; 1(1):7-18. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/s13174-010-0007-6
15. Farokhi S., Jamshidi P., Brandic I., Elmroth E. Self-adaptation Challenges for Cloud-based Applications: A Control Theoretic Perspective. Proceedings of the 10th International Workshop on Feedback Computing 2015. Seattle, WA, USA; 2015. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.13140/RG.2.1.1810.1204
16. Chauhan M.A., Ali Babar M., Benatallah B. Architecting cloud-enabled systems: a systematic survey of challenges and solutions. Software: Practice and Expertise. 2017; 47(4):599-644. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1002/spe.2409
17. Ferry N., Rossini A., Chauvel F., Morin B., Solberg A. Towards Model-Driven Provisioning, Deployment, Monitoring, and Adaptation of Multi-cloud Systems. 2013 IEEE Sixth International Conference on Cloud Computing. IEEE Press, Santa Clara, CA, USA; 2013. p. 887-894. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1109/CLOUD.2013.133
18. Liu W., Park E.K. e-Healthcare cloud computing application solutions: Cloud-enabling characteristices, challenges and adaptations. 2013 International Conference on Computing, Networking and Communications (ICNC). IEEE Press, IEEE Computer Society, San Diego, CA, USA; 2013. p. 437-443. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1109/ICCNC.2013.6504124
19. Ali O., Shrestha A., Osmanaj V., Muhammed S. Cloud computing technology adoption: an evaluation of key factors in local governments. Information Technology & People. 2021; 34(2):666-703. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1108/ITP-03-2019-0119
20. Levchenko A.A., Taratukhin V.V. A Design Thinking case study: Net Promoter Score improvement for SAP-based education courses. Proceedings of Twenty-first SAP Academic Conference Americas. USA; 2021. p. 40-43. (In Eng.)
21. Plattner H., Meinel C., Weinberg U. Design Thinking. Innovation lernen – Ideenwelten öffnen. Mi-wirtschaftsbuch, München, Germany; 2009. 240 p. (In Germ.)
22. Anikushina V., Taratukhin V., von Stutterheim C. Natural Language Oral Communication in Humans Under Stress. Linguistic Cognitive Coping Strategies for Enrichment of Artificial Intelligence. Procedia Computer Science. 2018; 123:24-28. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.01.005
23. Taratukhin V., Pulyavina N., Becker J. Next-Gen design thinking. Using Project-based and Game-oriented approaches to support creativity and innovation. CEUR Workshop Proceedings. 2020; 2570:38. Available at: http://ceur-ws.org/Vol-2570/paper38.pdf (accessed 17.08.2021). (In Eng.)
24. Mabogunje A., Sonalkar N., Leifer L. Design Thinking: A New Foundational Science for Engineering. International Journal of Engineering Education. 2016; 32(3-B):1540-1556. (In Eng.)
25. Dym C.L., et al. Engineering Design Thinking, Teaching, and Learning. Journal of Engineering Education. 2005; 94(1):103-120. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1002/j.2168-9830.2005.tb00832.x
Опубликована
2021-09-30
Как цитировать
LEVCHENKO, Artem Andreevich. Формирование программы обучения сотрудников международной компании-поставщика корпоративных ИТ-систем с использованием методов дизайн-мышления. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 17, n. 3, p. 574-584, sep. 2021. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/785>. Дата доступа: 28 mar. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202103.574-584.
Раздел
Исследования и разработки в области новых ИТ и их приложений