Использование дистанционных технологий и адаптивных педагогических практик как инструмент преподавателя высшей школы

  • Inna Igorevna Bobrova Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова http://orcid.org/0000-0003-2952-7589
  • Irina Yuryevna Efimova Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова http://orcid.org/0000-0002-0265-2016
  • Evgeny Gennadievich Trofimov Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова http://orcid.org/0000-0001-8691-9664

Аннотация

В статье представлен пример использования образовательного портала как средство совершенствования образовательного процесса на основе дистанционных технологий и адаптивных педагогических практик, активное применение которых в высшем профессиональном образовании трансформирует образовательную среду учебного заведения в среду высокотехнологичную с совершенно новыми дидактическими возможностями. Такие возможности позволяют более эффективно решать важные задачи личностно ориентированного формирования компетенций выпускников.
В профессиональном стандарте педагога уделяется пристальное внимание работе педагога по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся, красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня: общепользовательская, общепедагогическая, предметно-педагогическая. Такие возможности позволяют по-новому и более эффективно решать важные задачи личностно ориентированного формирования компетенций выпускников.
Одним из направлений в решении этой задачи является развитие дидактических средств обучения, таких как электронные образовательные ресурсы. В статье показаны преимущества выбора модульного построения содержания при разработке курса; приведены способы использования инструментов для достижения адаптивных практик; показаны преимущества использования дистанционных технологий обучения, которые позволяют создать единое интерактивное рабочее пространство, доступное для всех участников образовательного процесса: обучающихся, преподавателей, администрации.
Таким образом, авторы показывают как формируется индивидуальный образовательный путь для каждого обучающегося, гарантирующий итоговое освоение запланированных знаний, умений и навыков. Использование дистанционных технологий позволяет дополнительно формировать у обучаемых навык самоорганизации; самоанализа и самодисциплины. Происходит дифференциация темпа обучения; повышается мотивация получения знаний; у студентов развивается творческий подход к обучению; они учатся планировать свое учебное время и ресурсы, а у преподавателя – стимул в повышении компетентности в области педагогики, психологии и информационно-коммуникационных технологий.


Сведения об авторах

Inna Igorevna Bobrova, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий Института энергетики и автоматизированных систем, кандидат педагогических наук, доцент

Irina Yuryevna Efimova, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий Института энергетики и автоматизированных систем, кандидат педагогических наук, доцент

Evgeny Gennadievich Trofimov, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

доцент кафедры прикладной математики и информатики Института естествознания и стандартизации, кандидат педагогических наук, доцент

Литература

1. Shemshack A., Spector J.M. A systematic literature review of personalized learning terms. Smart Learning Environments. 2020;7:33. doi: https://doi.org/10.1186/s40561-020-00140-9
2. Alajlani N., Crabb M., Murray I. A systematic review in understanding stakeholders role in developing adaptive learning systems. Journal of Computers in Education. 2023. Vol. 10. 20 p. doi: https://doi.org/10.1007/s40692-023-00283-x
3. Schmid R., Pauli C., Stebler R., Reusser K., Petko D. Implementation of technology-supported personalized learning ‒ its impact on instructional quality. The Journal of Educational Research. 2022;115(3):187-198. doi: https://doi.org/10.1080/00220671.2022.2089086
4. Tsarev R.Y., Tynchenko S.V., Gritsenko S.N. Adaptive learning applying the resources of information educational environment. Modern problems of science and education. 2016;(5):219. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27181842 (accessed 06.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
5. Komleva N.V., Vilyavin D.A. Digital Platform for Creating Personalized Adaptive Online Courses. Open Education. 2020;24(2):65-72. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-65-72
6. Kerr P. Adaptive learning. ELT Journal. 2016;70(1):88-93. doi: https://doi.org/10.1093/elt/ccv055
7. Samophalova M.V. Adaptive learning as a new educational technology. The Humanities and social sciences. 2020;(6):341-347. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.18522/2070-1403-2020-83-6-341-347
8. Dobritsa V.P., Goryushkin E.I. Application of intelligent adaptive platform in education. Auditorium. 2019;(1):86-92. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37222148 (accessed 06.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
9. Bizami N.A., Tasir Z., Kew S.N. Innovative pedagogical principles and technological tools capabilities for immersive blended learning: a systematic literature review. Education and Information Technologies. 2023;28(2):1373-1425. doi: https://doi.org/10.1007/s10639-022-11243-w
10. Haleem A., Javaid M., Qadri M.A., Suman R. Understanding the role of digital technologies in education: A review. Sustainable Operations and Computers. 2022;3:275-285. doi: https://doi.org/10.1016/j.susoc.2022.05.004
11. Bobrova I.I., Efimova I.Yu., Trofimov E.G. He method of formation of ICT-competence of students when studying discipline "Blanced scorecards in business performance management". Modern problems of science and education. 2018;(6):194. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36871120 (accessed 06.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
12. Sekulich N.B. Formation of ICT competencies of university students in the digital era. Pedagogical Journal. 2017;7(2 ):302-314. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29933654 (accessed 06.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
13. Vainshtein Ju.V., Esin R.V., Tsibulsky G.M. Learning Content Model: from Concept Structuring to Adaptive Learning. Otkrytoe obrazovanie = Open Education. 2021;25(1):28-39. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-1-4-28-39
14. Orekhova E.Yu. Structure of Methodological Support for the Design of E-Learning Courses for Core Disciplines at University. Reports Scientific Society. 2021;(3):49-52. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47271270 (accessed 06.12.2022).
15. Galatsopoulou F., Kenterelidou C., Kotsakis R., Matsiola M. Examining Students Perceptions towards Video-Based and Video-Assisted Active Learning Scenarios in Journalism and Communication Courses. Education Sciences. 2022;12(2):74. doi: https://doi.org/10.3390/educsci12020074
16. González-Fernández A., Revuelta-Domínguez F.-I., Fernández-Sánchez M.R. Models of Instructional Design in Gamification: A Systematic Review of the Literature. Education Sciences. 2022;12(1):44. doi: https://doi.org/10.3390/educsci12010044
17. Matsiola M., Spiliopoulos P., Tsigilis N. Digital Storytelling in Sports Narrations: Employing Audiovisual Tools in Sport Journalism Higher Education Course. Education Sciences. 2022; 12(1):51. doi: https://doi.org/10.3390/educsci12010051
18. Capone R., Lepore M. From Distance Learning to Integrated Digital Learning: A Fuzzy Cognitive Analysis Focused on Engagement, Motivation, and Participation During COVID-19 Pandemic. Technology, Knowledge and Learning. 2022;27:1259-1289. doi: https://doi.org/10.1007/s10758-021-09571-w
19. Helm H.S. et al. Distance-based positive and unlabeled learning for ranking. Pattern Recognition. 2023;134:109085. doi: https://doi.org/10.1016/j.patcog.2022.109085
20. Kukhtina Y.V., Filipskaya A.V. Adaptive learning of university students in the system of electronic educational environment. Modern Pedagogical Education. 2022;(2):134-137. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48088850 (accessed 06.12.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
21. Nicolaou C. Media Trends and Prospects in Educational Activities and Techniques for Online Learning and Teaching through Television Content: Technological and Digital Socio-Cultural Environment, Generations, and Audiovisual Media Communications in Education. Education Sciences. 2021;11(11):685. doi: https://doi.org/10.3390/educsci11110685
22. Gibson S.G., Harris M.L., Colaric S.M. Technology Acceptance in an Academic Context: Faculty Acceptance of Online Education. Journal of Education for Business. 2008;83(6):355-359. Available at: https://www.learntechlib.org/p/74676 (accessed 06.12.2022).
23. Shafirov I.L. Video content popularity prediction using machine learning methods. Journal of Economic Regulation. 2020;11(2):98-112. doi: https://doi.org/10.17835/2078-5429.2020.11.2.098-112
24. Blinov V.I., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Models of Blended Learning: Organizational and Didactic Typology. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2021;30(5):44-64. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64
25. Kintu M.J., Zhu C., Kagambe E. Blended learning effectiveness: the relationship between student characteristics, design features and outcomes. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2017;14:7. doi: https://doi.org/10.1186/s41239-017-0043-4
Опубликована
2023-03-30
Как цитировать
BOBROVA, Inna Igorevna; EFIMOVA, Irina Yuryevna; TROFIMOV, Evgeny Gennadievich. Использование дистанционных технологий и адаптивных педагогических практик как инструмент преподавателя высшей школы. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 19, n. 1, p. 75-82, mar. 2023. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/880>. Дата доступа: 23 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.019.202301.075-082.
Раздел
Е-learning, информационные технологии в образовании