Моделирование адаптивного теста по результатам классического тестирования

  • Alexey Iosifovich Bezrukov Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. http://orcid.org/0000-0002-8726-6404
  • Svetlana Alexandrovna Akimova Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. http://orcid.org/0009-0009-7289-7105

Аннотация

Тестирование широко используется учителями и преподавателями вузов, как для текущего, так и для аттестационного контроля знаний. По сравнению с традиционными методами оценки, тестирование – более быстрый, менее трудоемкий  и более объективный метод. Однако тестирование часто вызывает нарекания. Его называют «лотереей», вспоминая случаи, когда удачливый троечник выполнял тест на «отлично», а отличник не мог справиться с тем же тестом. Тестирование – случайный процесс, в котором мы можем гарантировать только вероятности, а не его результат. Чтобы снизить воздействие случайных факторов, тест должен соответствовать рекомендациям теории педагогических измерений (IRT). Такие параметры теста, как: метод проведения тестирования, содержание и количество заданий в тесте, их распределение по трудности выполнения, рейтинговая шкала и т.д., должны задаваться исходя из целей тестирования, с учетом подготовленности аудитории. Обычно в педагогической практике используются классические алгоритмы тестирования, однако их цель: с максимальной точностью оценить уровень подготовленности испытуемых, не соответствуют цели проведения тестирования: расставить оценки, т.е. отнести каждого испытуемого к одной из заданных категорий. Более подходящим для этого является адаптивное тестирование, базирующееся на алгоритме Байеса, цель которого: наиболее точно оценить вероятности принадлежности тестируемого к каждой категории. Настоящая публикация посвящена сравнительному анализу алгоритмов классического и адаптивного тестирования. Для их сопоставления на результатах классического тестирования был имитирован адаптивный тест. Для сравнения достоверности результатов тестирования были рассчитаны матрицы рассеяния. Эксперимент показал, что достоверность адаптивного тестирования выше, чем классического, при том, что число выполненных заданий составляет 60% от заданий, при классическом тестировании. Результаты работы показывают важность внедрения адаптивных методов в системы компьютерного тестирования, используемые при контроле знаний.

Сведения об авторах

Alexey Iosifovich Bezrukov, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.

доцент кафедры информационно-коммуникационных систем и программной инженерии Института прикладных информационных технологий и коммуникаций, кандидат экономических наук, доцент

Svetlana Alexandrovna Akimova, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.

доцент кафедры информационно-коммуникационных систем и программной инженерии Института прикладных информационных технологий и коммуникаций, кандидат физико-математических наук, доцент

Опубликована
2023-06-30
Как цитировать
BEZRUKOV, Alexey Iosifovich; AKIMOVA, Svetlana Alexandrovna. Моделирование адаптивного теста по результатам классического тестирования. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 19, n. 2, june 2023. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/928>. Дата доступа: 24 feb. 2024
Раздел
Образовательные ресурсы и лучшая практика ИТ-образования