Онтологическая модель как средство реализации системы оценки компетенций

Аннотация

Недавние изменения в структуре глобальных экономических и геополитических взаимоотношений бросают системе образования новые вызовы, одним из которых является цифровизация. Все большую популярность приобретают креативные личностно-ориентированные методики, лежащие в основе так называемого компетентностного подхода. Для создания образовательной среды, поощряющей раскрытие творческого и интеллектуального потенциала студентов как нельзя лучше подходит мультимедийная среда обучения. В связи с этим необходимо совершенствовать цифровые инструменты, используемые в вузе для решения широкого круга новых образовательных задач, в том числе, для снижения нагрузки на преподавателей. Одним из подобных инструментов является автоматизированное тестирование, где часть процессов цифровизирована и оптимизирована, что позволяет сделать процесс более прозрачным и снизить нагрузку на педагогический состав, методистов и диспетчеров. При создании таких систем тестирования важно учитывать связи между процессами, такими как процесс обучения, процесс выявления знаний (тестирование), подготовка учебно-методического материала, расписание и т д. В данной работе разрабатывается модели системы формирования и оценивания компетенций учащихся на основе онтологического подхода, при помощи которого можно, в том числе, автоматизировать проверку ответов на задания открытой формы, которые в традиционной системе проверяются преподавателями вручную, что является ресурсоемкой задачей. Оценка ответов на открытые вопросы проводится посредством анализа процентного содержания ключевых слов и словосочетаний. Вторым показателем для оценки ответа является процент связанности в ответе. В качестве дополнительного параметра для гуманитарных дисциплин предлагается применение индекса удобочитаемости Флеша. Для реализации данной системы используется метод формализации, метод построения онтологической модели, а также построение логико-семантических графов.

Сведения об авторах

Olga Evgenievna Sheveleva, Государственный университет "Дубна"

аспирант

Vladimir Nikolaevich Dobrynin, Государственный университет "Дубна"

профессор кафедры геоинформационных систем и технологий Института системного анализа и управления, старший научный сотрудник

Yana Alexandrovna Goncharova, Университет Кампании "Луиджи Ванвителли"

аспирант

Опубликована
2023-06-30
Как цитировать
SHEVELEVA, Olga Evgenievna; DOBRYNIN, Vladimir Nikolaevich; GONCHAROVA, Yana Alexandrovna. Онтологическая модель как средство реализации системы оценки компетенций. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 19, n. 2, june 2023. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/957>. Дата доступа: 24 feb. 2024
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение