Приоритет инфосферы в современном инженерном образовании
Аннотация
Характер инженерной деятельности, функционирующей в рамках современной экономики, соответствует особенностям текущего экономического уклада. Специфика этого процесса, соответствующего историческому времени, однозначно формирует требования к инженерам. Отсюда неизбежно следуют требования к инженерному образованию и, далее, необходимость регулярной адаптации образования в соответствии с требованиями экономики. Исходя из того, что развитие информационных технологий определено сегодня в качестве одного из главных приоритетов развития экономики, следует вывод о необходимости переосмысления сущности инженерного знания, инженерной деятельности и инженерного образования. Эмпирической базой исследования явились статьи в рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК (квартиль Q1), опубликованные за период 2008–2023 гг. и материалы конференций, проводимых международными ассоциациями инженеров. В качестве фактологической основы исследования были рассмотрены учебные планы подготовки инженеров в ведущих российских, белорусских и зарубежных вузах. Рассмотрено современное состояние инфосферы, её место в современной экономике, инженерной деятельности и инженерном образовании. Проведена оценка цифровизации как современного инновационного этапа экономического развития. На основании проведённого анализа сделан вывод о том, что формирование новых подходов к инженерному образованию в информационном обществе требует формулировки концепции информационного приоритета, которая должна включать констатирующую часть, касающуюся инженерной деятельности и результирующую часть, посвященную вопросам инженерного образования.
Литература
2. Wit de H. Evolyuciya mirovyh koncepcij, tendencij i vyzov v internacionalizacii vysshego obrazovaniya [Evolving Concepts, Trends, and Challenges in the Internationalization of Higher Education in the World]. Voprosy Obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2019;(2):8-34. (In Russ., abstract in Eng.) http://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-8-34
3. Sheinbaum V.S. Inzhenernaya deyatel'nost' kak ob"ekt proektirovaniya [Engineering Activity as a Design Object: pedagogical perspective]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2020;(6):18-28. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.51379/KPJ.2020.22.64.002
4. Chuchalin A.I. Inzhenernoe obrazovanie v epohu industrial'noj revolyucii i cifrovoj ekonomiki [Engineering Education in the Epoch of Industrial Revolution and the Digital Economy]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2018;27(10):47-62. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-47-62
5. Rudskoy A.I., Borovkov A.I., Romanov P.I. Analiz otechestvennogo opyta razvitiya inzhenernogo obrazovaniya [Russian Experience in Engineering Education Development]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2018;27(1):151-162. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: YMVEVE
6. Toporkova O.V. O soderzhanii programm vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya: sovremennye tendencii (obzor) [On the Content of Higher Technical Education Curricula Abroad: Current Trends (Review)]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020;29(3):153-167. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-153-167
7. Jing Y. VR, AR, and Wearable Technologies in Education: An Introduction. In: Zhang Y., Cristol D. (eds.) Handbook of Mobile Teaching and Learning. Singapore: Springer; 2019. p. 1223-1227. https://doi.org/10.1007/978-981-13-2766-7_109
8. Cheong C.W.L., Guan X., Hu X. Augmented Reality (AR) for Biology Learning: A Quasi-Experiment Study with High School Students. In: Wang Y'., Joksimović S., San Pedro M.O.Z., Way J.D., Whitmer J. (eds.) Social and Emotional Learning and Complex Skills Assessment. Advances in Analytics for Learning and Teaching. Cham: Springer; 2022. p. 167-185. https://doi.org/10.1007/978-3-031-06333-6_9
9. Bagdasaryan N.G., Petruneva R.M., Vasilyeva V.D. From the Competence Model of a Specialist Engineer to STEAM Education, or ... Going Ahead to the Past? Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2022;31(5):67-83. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-5-67-83
10. Crawley E.F., Malmqvist J., Östlund S., Brodeur D.R., Edström K. Rethinking Engineering Education, the CDIO Approach. 2nd ed. Cham: Springer; 2014. 286 p. https://doi.org/10.1007/978-3-319-05561-9
11. Lider A.M., Slesarenko I.V., Solovyev M.A. Prioritetnye zadachi i opyt inzhenerno-tekhnicheskoj podgotovki v universitetah Rossii [Priority Goals and Organization of Engineering Training at Russian Universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020;29(4):73-84. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-73-84
12. Romanchenko M.K. Razvitie tekhnicheskogo tvorchestva v sisteme podgotovki specialista [Development of Technical Creativity in the System of Training]. Inzhenernoe obrazovanie = Engineering Education. 2017;(22):68-73. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: VAQNMB
13. Vasilieva O.N., Konovalova N.V. Inzhenernye klassy kak instrument professional'noj navigacii [Engineering Classes as a Tool of Professional Navigation]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2018;27(12):136-143. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-136-143
14. Zhuravleva M.V., Ovsienko L.V., Bashkirtseva N.Yu., Ibrasheva L.R., Emelyanova O.P. Dovuzovskaya inzhenernaya podgotovka v mezhdunarodnom kontekste [Pre-University Engineering Training in International Multi-Partner Educational Environment]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2018;27(1):54-60. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: YMVERJ
15. Sorokin S.V., Sorokina I.V., Soldatenko I.S. Ispol'zovanie virtual'nyh laboratorij v inzhenernom obrazovanii [Using of Virtual Laboratories in Engineering Education]. Inzhenernoe obrazovanie = Engineering Education. 2017;(21):127-132. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: ZGFYYZ
16. Comber Darren P.M., Brady-Van den Bos . Too Much, Too Soon? A Critical Investigation into Factors That Make Flipped Classrooms Effective. Higher Education Research & Development. 2018;37(4):683-697. http://dx.doi.org/10.1080/07294360.2018.1455642
17. Zainuddin Z., Halili S. H. Flipped Classroom Research and Trends from Different Fields of Study. International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2016;17(3):314-340. https://doi.org/10.19173/irrodl.v17i3.2274
18. Barabanova S.V., Kaybiyaynen A.A., Kraysman N.V. Cifrovizaciya inzhenernogo obrazovaniya v global'nom kontekste [Digitalization of Education in the Global Context]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2019;28(1):94-103. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-94-103
19. Rose A.B., Sika J. O. Determining Influence of Teacher s Workload on Academic Performance in Secondary Schools, Suba Sub-County Kenya. Advances in Social Sciences Research Journal. 2019;6(3):287-295. https://doi.org/10.14738/assrj.63.6128
20. Kondratiev V.V., Dreer R., Kuznetsova M.N. Koncepcii inzhenernogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah [Conceptions of Engineering Education in Modern Conditions]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2022;154(5):43-48. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.156.6.005
21. Lacerda F., Lima-Marques M., Resmini A. An Information Architecture Framework for the Internet of Things. Philosophy & Technology. 2019;32:727-744. https://doi.org/10.1007/s13347-018-0332-4
22. Aleksakov A.M. Chetvertaya promyshlennaya revolyuciya i modernizaciya obrazovaniya: mezhdunarodnyj opyt [The Fourth Industrial Revolution and the Modernization of Education: International Experience]. Strategicheskie prioritety = Strategic Priorities. 2017;(1):53-70. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: WHRILH
23. Reis J., Amorim M., Melao N., Matos P. Digital Transformation: A Literature Review and Guidelines for Future Research. In: Rocha Á., Adeli H., Reis L.P., Costanzo S. (eds.) Trends and Advances in Information Systems and Technologies. WorldCIST'18 2018. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 745. Cham: Springer; 2018. p. 411-421. https://doi.org/10.1007/978-3-319-77703-0_41
24. Gleason N. Higher Education in the Era of the Fourth Industrial Revolution. Singapore: Palgrave Macmillan; 2018. 238 p. https://doi.org/10.1007/978-981-13-0194-0
25. Tryler V. Positioning of the Republic of Belarus in Global Innovation Rankings. Vestnik Belorusskogo Gosudarstvennogo Ekonomicheskogo Universiteta = Belarusian State Economic University Bulletin. 2023;(3):50-57. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: TWTFBW
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.