Социальные, психологические и педагогические проблемы развития субъектов цифрового образования

Аннотация

Актуальность исследования. Современная цифровизация образования на фоне несформированной цифровой культуры и понимания опасностей и проблем цифровизации ведет к десубъективизации образовательных отношений, их развалу, о чем пишут многие современные исследователи, в том числе в контексте результатов цифровизации в период так называемой «пандемии» 2020-2022 годов. Новизна исследования связана с попыткой системного анализа социальных, педагогических и психологических проблем современного цифрового образования. Цель исследования – анализ социально-психологических проблем развития субъектов цифрового образования. Методология. Методологическая основа исследования - системный подход к пониманию проблем современного цифрового образования и его субъектов. Методы исследования – теоретический анализ проблем развития цифрового образования и его субъектов на примере вопросов, связанных с использованием смарт-технологий и иных цифровых средств в образовании. Результаты исследования. Основные социальные проблемы цифровизации образования: 1) отсутствие цифровой культуры как массовой культуры использования цифровых технологий; 2) мифологизированное и политизированное использование цифровых технологий; 3) непрозрачность и этические нарушения разработки, применения и совершенствования цифровых технологий; 4) отсутствие/малая численность компетентных кадров и систем их качественной подготовки и переподготовки вследствие упрощенного представления о сущности цифровизации образования. Основные педагогические проблемы: 1) неподготовленность, неразвитость технологических систем к цифровизации образования, примитивность используемых технологий цифровизации, их несоответствие целому и целям образования как института культурной трансмиссии; 2) неготовность студентов и преподавателей использовать, развивать и совершенствовать цифровые технологии; 3) деструктивные последствия использования современных цифровых технологий в образовании; 4) и для формирования и развития субъектности его участников. Психологические проблемы цифровизации образования на современном этапе: 1) десубъективизация образовательных процессов в результате попыток «заменить» учителей и учащихся цифровыми устройствами, 2) имитация и профанация образования, ведущая к его десакрализации и разрушению как системы отношений между людьми и их деятельностью; 3) рост социально-психологического неравенства и конфликтов между субъектами власти, опосредованных цифровыми технологиями; 4) проблемы социальной и психологической безопасности и насилия в образовании. Заключение. Эти проблемы тесно взаимодействуют, а центральными первоисточниками, несомненно, являются проблемы общества, развал социальных отношений людей, их примитивизация, мифологизация и коммодификация.

Сведения об авторах

Olga Aleksandrovna Nekrasova, Сургутский государственный педагогический университет

доцент кафедры педагогического и специального образования социально-педагогического факультета, кандидат педагогических наук, доцент

Anastasia Vladimirovna Demchuk, Сургутский государственный университет

заведующий кафедрой педагогики профессионального и дополнительного образования, кандидат педагогических наук, доцент

Andrey Petrovich Merezhnikov, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, доцент

Mariam Ravilievna Arpentieva, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

ведущий научный сотрудник Института управленческих исследований и консалтинга факультета "Высшая школа управления", доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования, член-корреспондент Российской академии естествознания

Литература

1. Bermus A.G. Current Issues of Teacher Education in the Era of Digital Transformation: A Theoretical Review Reviews. Pedagogy. Theory & Practice. 2022;7(1):1-10. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.30853/ped20220003
2. Vatolin A., Gerasimenko N., Ianina A., Vorontsov K. RuSciBench: open benchmark for russian and english scientific document representations. Doklady Rossijskoj Akademii Nauk. Matematika, Informatika, Processy Upravleniya. 2024;520(S2):284-294. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31857/S2686954324700644
3. Kassymova G.K., Valeeva G.V., Setyaeva N.N., Аrpentieva M.R. Socio-Psychological Problems of Development of Subjects of Digital Education. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022;27(4):456-466. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10. 24412/1999-6241-2022-491-456-466
4. Malinichev D.M., Arpentieva M.R., Khoteeva R.I., Koptyaeva S.V. Neurodigital Technologies in Inclusive Education: A Theoretical Review. Pedagogy. Theory & Practice. 2023;8(7):721-731. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.30853/ped20230116
5. Achmizova S.Ya., Kazieva Z.M., Sirieva Ya.N. Education in the Era of Digital Transformation: New Ways and Horizons. Jekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and entrepreneurship. 2023;(9):570-574. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.34925/EIP.2023.158.09.105
6. Valeeva G.V., Stepanova G.A., Demchuk A.V., Arpentieva M.R. Psychosocial deprivation as a problem of subjectivity of the pandemials: Socio-psychological and pedagogical problems of digital education. Professional education in the modern world. 2024;14(3):444–452. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-8
7. Tazov P.Yu. Digital learning issues and methods for increasing the digital generation learning efficiency in digital environment. Modern high technologies. 2020;(6-2):385-391. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17513/snt.38121
8. Alenezi M. Digital Learning and Digital Institution in Higher Education. Education Sciences. 2023;13(1):88. https://doi.org/10.3390/educsci13010088
9. Arpentieva M.R., Kasymova G.K., Lavrinenko S.V., Tyumaseva Z.I., Valeeva G.V., Kenzhaliev O.B., Duvalina O.N., Kosov A.V. Ecological education in the global and supplementary education system. Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019;3(379):158-168. https://doi.org/10.32014/2019.2518-1467.82
10. Bagadaeva O., Golubchikova M., Kamenskaya E., Arpentieva M. Ecological aspects of the education and resilience of preschool teachers. E3SWeb of Conferences. 2021;138:09021. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202128409021
11. Stepanova G., Demchuk A., Tashcheva A., Gridneva S., Yakovleva J., Zaichikov Ya., Arpentieva M. Inclusion as an environmental imperative of educational activity in university, secondary and preschool education. E3SWeb of Conferences. 2021;284:09001. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202128409001
12. Brushlinskiy A.V. [The problem of the subject in psychological science (first article)]. Psychological journal. 1991;12(6):3-10. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: TRBFTD
13. Baudrillard J. The Consumer Society: Myths and Structures. SAGE Publications Ltd: Sage Academic Books, 2017. 240 p. https://doi.org/10.4135/9781526401502
14. Isaev E.I. Psychological Foundations of Pedagogical Professionalism. Organizational psycholinguistics. 2020;(4):21-36. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: QJYVAG
15. Marcuse H. One-Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society. New York, London: Routledge; 2013. 336 p. https://doi.org/10.4324/9780203995211
16. Haraway D. Situated Knowledges: The Science Question in Feminism and the Privilege of Partial Perspective 1. In: Haraway D. J. Simians, Cyborgs and Women. New York, London: Routledge; 1991. p. 183-201. https://doi.org/10.4324/9780203873106
17. Kassymova G.K., et al. Personal self-development in the context of global education: the transformation of values and identity. Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019;6(382);195-207. Available at: https://journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science/article/view/1222 (accessed 17.01.2024).
18. Kassymova G.К., Stepanova G.A., Stepanova O.P., Menshikov P.V., Arpentieva M.R., Merezhnikov A.P., Kunakovskaya L.A. Self-development management in educational globalization. International Journal of Education and Information. 2018;12:171-176. Available at: https://www.naun.org/main/NAUN/educationinformation/2018/a522008-aac.pdf (accessed 17.01.2024).
19. Ahlig N., Göbel K., Allwinn M., Fiedler N., Leuschner V., Scheithauer H. Testing for Reliability of the TARGET Threat Analysis Instrument (TTAI): An Interdisciplinary Instrument for the Analysis of School Shooting Threats. In: Akhgar B., Wells D., Blanco J. (eds.) Investigating Radicalization Trends. Security Informatics and Law Enforcement. Cham: Springer; 2020. p. 81-100. https://doi.org/10.1007/978-3-030-25436-0_6
20. Larkin R. The Columbine Legacy Rampage Shootings as Political Acts. American Behavioral Scientist. 2009;52(9):1309-1326. https://doi.org/10.1177/0002764209332548
21. Damaskin O.V., Krasinsky V.V. On "Columbine" (Schoolshooting) Prevention in Educational Institutions. Gosudarstvo i pravo = State and Law. 2020;(11):84-96. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31857/S102694520012524-7
22. Lankford A. Public Mass Shooters and Firearms: A Cross-National Study of 171 Countries. Violence and Vicrims. 2016;31(2):187-199. https://doi.org/10.1891/0886-6708.VV-D-15-00093
23. Arpentieva M.R. Stanovleniye lichnost'yu, partnerom i professionalom: kriterii i problemy [Becoming a personality, partner and professional: criteria and problems]. Professional'naya oriyentatsiya = Professional orientation. 2018;(1):11-20. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: XRHRED
24. Arpentyeva M.R., Krivotulova E.V., Menshikov P.V., Stepanova O.P. Neurodidactic approach in inclusively oriented practice of vocational education. Professional education in Russia and abroad. 2023;(3):12-21. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: MUAQBH
25. Malinichev D.M., Arpenteva M.R. Neurodigital technologies and artificial intelligence in modern education: from augmentation to control of the human. Bulletin of the Russian International Academy of Tourism. 2023;(3):17-25. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: CWDZDC
26. Tashcheva A.I., Menshikov P.V., Gridneva S.V., Arpentieva M.R. Innovative potential of the neurodidactic approach in inclusive education. Society and Security Insights. 2023;6(3):174-189. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.14258/SSI(2023)3-10
Опубликована
2024-03-31
Как цитировать
NEKRASOVA, Olga Aleksandrovna et al. Социальные, психологические и педагогические проблемы развития субъектов цифрового образования. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 20, n. 1, p. 237-250, mar. 2024. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/1070>. Дата доступа: 17 apr. 2025 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.020.202401.237-250.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение