Социальные, психологические и педагогические проблемы развития субъектов цифрового образования

Аннотация

Актуальность исследования. Современная цифровизация образования на фоне несформированной цифровой культуры и понимания опасностей и проблем цифровизации ведет к десубъективизации образовательных отношений, их развалу, о чем пишут многие современные исследователи, в том числе в контексте результатов цифровизации в период так называемой «пандемии» 2020-2022 годов. Новизна исследования связана с попыткой системного анализа социальных, педагогических и психологических проблем современного цифрового образования. Цель исследования – анализ социально-психологических проблем развития субъектов цифрового образования. Методология. Методологическая основа исследования - системный подход к пониманию проблем современного цифрового образования и его субъектов. Методы исследования – теоретический анализ проблем развития цифрового образования и его субъектов на примере вопросов, связанных с использованием смарт-технологий и иных цифровых средств в образовании. Результаты исследования. Основные социальные проблемы цифровизации образования: 1) отсутствие цифровой культуры как массовой культуры использования цифровых технологий; 2) мифологизированное и политизированное использование цифровых технологий; 3) непрозрачность и этические нарушения разработки, применения и совершенствования цифровых технологий; 4) отсутствие/малая численность компетентных кадров и систем их качественной подготовки и переподготовки вследствие упрощенного представления о сущности цифровизации образования. Основные педагогические проблемы: 1) неподготовленность, неразвитость технологических систем к цифровизации образования, примитивность используемых технологий цифровизации, их несоответствие целому и целям образования как института культурной трансмиссии; 2) неготовность студентов и преподавателей использовать, развивать и совершенствовать цифровые технологии; 3) деструктивные последствия использования современных цифровых технологий в образовании; 4) и для формирования и развития субъектности его участников. Психологические проблемы цифровизации образования на современном этапе: 1) десубъективизация образовательных процессов в результате попыток «заменить» учителей и учащихся цифровыми устройствами, 2) имитация и профанация образования, ведущая к его десакрализации и разрушению как системы отношений между людьми и их деятельностью; 3) рост социально-психологического неравенства и конфликтов между субъектами власти, опосредованных цифровыми технологиями; 4) проблемы социальной и психологической безопасности и насилия в образовании. Заключение. Эти проблемы тесно взаимодействуют, а центральными первоисточниками, несомненно, являются проблемы общества, развал социальных отношений людей, их примитивизация, мифологизация и коммодификация.

Сведения об авторах

Olga Aleksandrovna Nekrasova, Сургутский государственный педагогический университет

доцент кафедры педагогического и специального образования социально-педагогического факультета, кандидат педагогических наук, доцент

Anastasia Vladimirovna Demchuk, Сургутский государственный университет

заведующий кафедрой педагогики профессионального и дополнительного образования, кандидат педагогических наук, доцент

Andrey Petrovich Merezhnikov, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, доцент

Mariam Ravilievna Arpentieva, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

ведущий научный сотрудник Института управленческих исследований и консалтинга факультета "Высшая школа управления", доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования, член-корреспондент Российской академии естествознания

Опубликована
2024-03-31
Как цитировать
NEKRASOVA, Olga Aleksandrovna et al. Социальные, психологические и педагогические проблемы развития субъектов цифрового образования. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 20, n. 1, mar. 2024. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/1070>. Дата доступа: 22 dec. 2024
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение