Современные направления психолого-педагогических исследований нейроцифровизации инклюзивного образования

Аннотация

Как один из ведущих инновационных трендов или даже целой группы трендов (направлений) обучения и воспитания в современном инклюзивно-ориентированном образовании позиционируется так называемая «нейроцифровая педагогика», «нейроцифровое образование», или, точнее, нейроцифровизация образования. Эта линия совершенствования образования образует целую группу инноваций. Часть новаций при этом являются явно ошибочными, непродуктивными, другая часть очевидно нужными и продуктивными, многие – обладают как положительными, так и отрицательными чертами Нейроцифровые технологии предназначаются для обеспечения инклюзивности и качества, интенсивности и результативности образования, на основе применения в общем, специальном и инклюзивном образовании достижений современной и традиционной нейрологии (междисциплинарных исследованиях мозга) и кибернетики (исследований и разработок искусственного «мозга» / интеллекта, и, шире, управления простыми и сложными системами). Цель исследования – анализ ведущих направлений современных психолого-педагогических исследований в области создания, применения и совершенствования нейроцифровых образовательных технологий в контексте инклюзивно ориентированного образования. Метод исследования – теоретический анализ ведущих направлений современных психолого-педагогических исследований в области нейроцифровизации инклюзивно ориентированного образования. Новизна исследования связана с попыткой интегративного осмысления существующих и перспективных направлений психолого-педагогических исследований в области нейроцифровизации инклюзивно ориентированного образования, рассмотрения «нейроцифрового образования» как одной из компонентов технологического обеспечения инклюзии, а не полностью заменяющего усилия специалистов и само образование как таковое самостоятельного вида деятельности. Авторами выделяются ведущий направления исследований проблемы, на основе которых вычленяются факторы и эффекты нейроцифровых инноваций в инклюзивно ориентированном образовании, отмечается важность (транс)профессиональной (пере)подготовки в целях формирования, развития компетенций в сфере нейроцифровой культуры (культуры нейроцифровизации образования) у учеников и педагогов как одного из компонентов успешности инклюзии.

Сведения об авторах

Olga Yurievna Bagadaeva, Иркутский государственный университет

доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Педагогического института, кандидат педагогических наук, доцент

Andrey Petrovich Merezhnikov, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, доцент

Arseniy Sergeevich Arshinov, Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии

врач невролог, врач-ординатор

Mariam Ravilievna Arpentieva, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

ведущий научный сотрудник Института управленческих исследований и консалтинга факультета "Высшая школа управления", доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования, член-корреспондент Российской академии естествознания

Опубликована
2023-10-15
Как цитировать
BAGADAEVA, Olga Yurievna et al. Современные направления психолого-педагогических исследований нейроцифровизации инклюзивного образования. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 19, n. 3, oct. 2023. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/1016>. Дата доступа: 27 apr. 2024
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение