Современные направления психолого-педагогических исследований нейроцифровизации инклюзивного образования
Аннотация
Как один из ведущих инновационных трендов или даже целой группы трендов (направлений) обучения и воспитания в современном инклюзивно-ориентированном образовании позиционируется так называемая «нейроцифровая педагогика», «нейроцифровое образование», или, точнее, нейроцифровизация образования. Эта линия совершенствования образования образует целую группу инноваций. Часть новаций при этом являются явно ошибочными, непродуктивными, другая часть очевидно нужными и продуктивными, многие – обладают как положительными, так и отрицательными чертами Нейроцифровые технологии предназначаются для обеспечения инклюзивности и качества, интенсивности и результативности образования, на основе применения в общем, специальном и инклюзивном образовании достижений современной и традиционной нейрологии (междисциплинарных исследованиях мозга) и кибернетики (исследований и разработок искусственного «мозга» / интеллекта, и, шире, управления простыми и сложными системами). Цель исследования – анализ ведущих направлений современных психолого-педагогических исследований в области создания, применения и совершенствования нейроцифровых образовательных технологий в контексте инклюзивно ориентированного образования. Метод исследования – теоретический анализ ведущих направлений современных психолого-педагогических исследований в области нейроцифровизации инклюзивно ориентированного образования. Новизна исследования связана с попыткой интегративного осмысления существующих и перспективных направлений психолого-педагогических исследований в области нейроцифровизации инклюзивно ориентированного образования, рассмотрения «нейроцифрового образования» как одной из компонентов технологического обеспечения инклюзии, а не полностью заменяющего усилия специалистов и само образование как таковое самостоятельного вида деятельности. Авторами выделяются ведущий направления исследований проблемы, на основе которых вычленяются факторы и эффекты нейроцифровых инноваций в инклюзивно ориентированном образовании, отмечается важность (транс)профессиональной (пере)подготовки в целях формирования, развития компетенций в сфере нейроцифровой культуры (культуры нейроцифровизации образования) у учеников и педагогов как одного из компонентов успешности инклюзии.
Литература
2. Vladimirov N.M., Dorovskikh I.G., Menshikov P.V., Arpentieva M.R. Nejroobrazovanie i problemy sub"ektnosti inklyuzii [Neuroeducation and problems of subjectivity of inclusion]. Special'noe obrazovanie = Special Education. 2022;(1):162-175. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: YBZCPF
3. Kuchma V.R., Sedova A.S., Stepanova M.I., Rapoport I.K., Polenova M.A., Sokolova S.B., Aleksandrova I.E., Chubarovsky V.V. Osobennosti zhiznedeyatel'nosti i samochuvstviya detej i podrostkov, distancionno obuchayushchihsya vo vremya epidemii novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19) [Peculiarities of vital activity and well-being of children and adolescents studying remotely during the epidemic of the new coronavirus infection (COVID-19)]. Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ya = Problems of school and university medicine and health. 2020;(2):4-23. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: RTMAYF
4. Stepanova G.A., Demchuk A.V., Menshikov P.V., Arpentieva M.R., Lyzhenkova R.S. Duhovno-eticheskie aspekty nejrotekhnologij v praktike inklyuzivnogo obrazovaniya [Spiritual and ethical aspects of neurotechnologies in the practice of inclusive education]. Special'noe obrazovanie = Special Education. 2021;(4):84-97. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_04_06
5. Stepanova G.A., Malinichev D.M., Khoteeva R.I., Arpentieva M.R. Nejrocifrovye tekhnologii i eticheskie problemy modernizacii inklyuzivnogo obrazovanii [Neurodigital Technologies and Ethical Problems of Modernization in the Inclusive Education]. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah = Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022;27(2):142-149. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-289-142-149
6. Chojak M. Neuropedagogy as a scientific discipline: interdisciplinary description of the theoretical basis for the development of a research field. Neuropedagogy as a scientific field. 2019;12:1084-1087. https://doi.org 10.5281/zenodo.1474341
7. Doukakis Sp., Alexopoulos E.C. The Role of Educational Neuroscience in Distance Learning. Knowledge Transformation Opportunities. In: Auer M.E., Centea D. (eds.) Visions and Concepts for Education 4.0. ICBL 2020. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 1314. Cham: Springer; 2021. p. 159-168. https://doi.org/10.1007/978-3-030-67209-6_18
8. Doukakis Sp., Sfyris P., Niari M., Alexopoulos E.C. Exploring Educational Practices in Emergency Remote Teaching. The Role of Educational Neuroscience. In: 2021 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). Vienna, Austria: IEEE Education Society, International Association of Online Engineering (IAOE); 2021. p.1026-1034. https://doi.org/10.1109/EDUCON46332.2021.9454143
9. Euler S.S. The age of neuroeducation. English Teaching Professional. 2015;(98):4-6. Available at: https://philarchive.org/archive/EULTAO (accessed 14.08.2023).
10. Familyarska L., Klots L. Methodological Development of Educator's Information and Communication Mobility as Adaptive Ability of Educational and Developing E-environment Self-organization. ScienceRise: Pedagogical Education. 2020;(3):16-21. https://doi.org/10.15587/2519-4984.2020.200468
11. Gallego-Arrufat M., Torres-Hernández N., Pessoa T. Competence of future teachers in the digital security area. Comunicar. Media Education Research Journal. 2019;27(2):57-67. https://doi.org/10.3916/C61-2019-05
12. García-Peñalvo F.J., Corell A., Abella-García V., Grande M. Online assessment in higher education in the time of COVID-19. Education in the Knowledge Society.2020;21:12. https://doi.org/10.14201/eks.23013
13. Giannopoulou P., Papalaskari M.A., Doukakis S. Neuroeducation and Computer Programming: A Review. In: Vlamos P. (eds) GeNeDis 2018. Advances in Experimental Medicine and Biology. Vol. 1194. Cham: Springer, 2020. P. 59-66. https://doi.org/10.1007/978-3-030-32622-7_5
14. González-Grandón X.A. Ecology of the Brain: The Phenomenology and Biology of the Embodied Mind, by Thomas Fuchs. Philosophia. Vol. 149. UK, Oxford: Oxford University Press; 2021. p. 883-891. https://doi.org/10.1007/s11406-020-00234-1
15. Hardiman M., Rinne L., Gregory E. Neuroethics, Neuroeducation, and Classroom Teaching: Where the Brain Sciences Meet Pedagogy. Neuroethics. 2012;5:135-143. https://doi.org/10.1007/s12152-011-9116-6
16. Hruby G. Three requirements for justifying an educational neuroscience. The British Journal of Educational Psychology.2012;82:1-23. https://doi.org/10.1111/j.2044-8279.2012.02068.x
17. Horstkötter D. Self-Control Enhancement in Children: Ethical and Conceptual Aspects. In: Nagel S. (eds.) Shaping Children. Advances in Neuroethics. Cham: Springer; 2019. p. 25-41. https://doi.org/10.1007/978-3-030-10677-5_3
18. Masson S. Neuroeducation: understanding the brain to improve teaching. Neuroeducation. 2012;1(1):1-2. Available at: https://www.neuroeducationjournal.org/1024046/neuroed20120101-1 (accessed 14.08.2023).
19. Miller R. Neuroeducation: Integrating brain-based psychoeducation into clinical practice. Journal of Mental Health Counseling. 2016;38(2):103-115. https://doi.org/10.17744/mehc.38.2.02
20. Rodgers D.L., Hales R.L. Brain-Based Learning. In: Johnston L.C., Su L. (eds.) Comprehensive Healthcare Simulation: ECMO Simulation. Comprehensive Healthcare Simulation. Cham: Springer; 2021. p.43-50. https://doi.org/10.1007/978-3-030-53844-6_5
21. Koç N.E., Yengin D., Bayrak T. Enriching Course Content in University With New Media Technologies and Neuro Education. Ed. by E. Öngün, N. Pembecioğlu, and U. Gündüz. Handbook of Research on Digital Citizenship and Management During Crises. Hershey, Pennsylvania, USA: IGI Global; 2022. p. 74-93. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-8421-7.ch005
22. Lee H.W., Juan C.H. What can cognitive neuroscience do to enhance our understanding of education and learning? Journal of Neuroscience and Neuroengineering. 2013;2(4):393-399. https://doi.org/10.1166/jnsne.2013.1064
23. Kim M., Sankey D. Philosophy, neuroscience, and pre-serve teachers beliefs in neuromyths: A call for remediation. Educational Philosophy and Theory. 2018;50(13):1214-1227. https://doi.org/10.1080/00131857.2017.1395736
24. Malinichev D.M., Arpentyeva M.R., Khoteeva R.I., Koptyaeva S.V. Nejrocifrovye tekhnologii v inklyuzivnom obrazovanii: teoreticheskij obzor [Neurodigital technologies in inclusive education: theoretical review]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki = Pedagogy. Theory & Practice. 2023;8(7):721-731. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.30853/ped20230116
25. McKay S.M., Smith S. Towards a Neuroscience-Informed Coaching Practice: Opportunities and Limitations. In: Smith W.A., Boniwell I., Green S. (eds.) Positive Psychology Coaching in the Workplace. Cham: Springer; 2021. p. 399-416. https://doi.org/10.1007/978-3-030-79952-6_21
26. Pallarés-Domínguez D. Moral Neuroeducation: Proactive Epigenesis and Poverty. In: Calvo P., Gracia-Calandín J. (eds.) Moral Neuroeducation for a Democratic and Pluralistic Society. Switzerland: Springer; 2019. . 157-173. https://doi.org/10.1007/978-3-030-22562-9_10
27. Schmied A., Varma S., Dubinsky J.M. Acceptability of Neuroscientific Interventions in Education. Science and Engineering Ethics. 2021;27:52. https://doi.org/10.1007/s11948-021-00328-3
28. Zocchi M., Pollack C. Educational Neuroethics: A Contribution From Empirical Research. Mind, Brain, and Education. 2013;7(1):56-62. https://doi.org/10.1111/mbe.12008
29. Jiménez Y., Vivanco O., Castillo D., Torres P., Jiménez M. Artificial Intelligence in Neuroeducation: The Influence of Emotions in the Learning Science. In: Botto-Tobar M., Zambrano Vizuete M., Díaz Cadena A. (eds.) Innovation and Research. CI3 2020. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 1277. Cham: Springer; 2021. p. 67-77. https://doi.org/10.1007/978-3-030-60467-7_6
30. O Connor C., Joffe H. How the Public Engages With Brain Optimization: The Media-mind Relationship.Science, Technology, & Human Values.2015;40(5):712-743. https://doi.org/10.1177/0162243915576374
31. Mercier J., Charland P. An agenda for neuroeducation: relating psychophysiological and behavioral data across time scales of learning. Neuroeducation.2013;2(1):71-86. https://doi.org/10.24046/neuroed.20130201.71
32. Pallarés-Domínguez D. Neuroeducation in dialogue: neuromyths in theaching-learning process and in moral education. Pensamiento. Revista de investigación e información filosófica. 2016;72(273);941-958. (In Spain, abstract in Eng.) http://dx.doi.org/10.14422/pen.v72.i273.y2016.010
33. Yurinova E.A., Byrdina O.G., Dolzhenko S.G. Transprofessional competences of school teachers in the digital environment: education employers' perspective. Education and Information Technologies.2021;27:1841-1863. https://doi.org/10.1007/s10639-021-10687-w
34. Woolcott G. Contributions of Modern Cognitive Psychology and Integrative Biology to Educational Theories and Practices. In: Reconceptualising Information Processing for Education. Singapore: Springer; 2020. p. 43-56. https://doi.org/10.1007/978-981-15-7051-3_5
35. Woolcott G. Universal Information Processing Systems, Generalised Educational Principles and Generalised Cognitive Processes. In: Reconceptualising Information Processing for Education. Singapore: Springer; 2020. p. 135-160. https://doi.org/10.1007/978-981-15-7051-3_9
36. Anand K., Chellamani K. Pedagogical Challenges and Neurocognition in Education for the 21st Century. In: Thomas K.A., Kureethara J.V., Bhattacharyya S. (eds.) Neuro-Systemic Applications in Learning. Cham: Springer; 2021. p. 179-201. https://doi.org/10.1007/978-3-030-72400-9_9
37. Zeer E.F., Zinnatov M.V., Tretyakov V.S., Bukove, T.D. Trans-professionalism as a predictor of adaptation of a person to digital professional future. Elementary Education Online. 2020;19(4):2532-2541. Available at: https://ilkogretim-online.org/index.php/pub/article/view/6598 (accessed 14.08.2023).
38. Arpentyeva M.R., Krivotulova E.V., Menshikov P.V., Stepanova O.P. Nejrodidakticheskij podhod v inklyuzivno-orientirovannoj praktike professional'nogo obrazovaniya [Neurodidactic approach in inclusively oriented practice of vocational education]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional Education in Russia and Abroad. 2023;(3):12-21. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: MUAQBH
39. Malinichev D.M., Arpenteva M.R. Nejrocifrovye tekhnologii i iskusstvennyj intellekt v sovremennom obrazovanii: ot augmentacii k upravleniyu chelovekom [Neurodigital technologies and artificial intelligence in modern education: from augmentation to human management]. Vestnik Rossijskoj mezhdunarodnoj akademii turizma = Vestnik of RIAT. 2023;(3):17-25. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: CWDZDC
40. Tashcheva A.I., Menshikov P.V., Gridneva S.V., Arpentieva M.R. Innovacionnyj potencial nejrodidakticheskogo podhoda v inklyuzivnom obrazovanii [Innovative Potential of a Neurodidactic Approach in nclusive Education]. Society and Security Insights. 2023;6(3):174-189. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.14258/SSI(2023)3-10
41. Leysen J. Confusions that make us think? An invitation for public attention to conceptual confusion on the neuroscience-education bridge.Educational Philosophy and Theory.2021;53(14):1463-1476. https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1865920
42. Rangaswami S. Nature, Nurture and the Learning Brain. In: Thomas K.A., Kureethara J.V., Bhattacharyya S. (eds.) Neuro-Systemic Applications in Learning. Cham: Springer; 2021. p. 333-368. https://doi.org/10.1007/978-3-030-72400-9_17
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.