Моделирование процессов преодоления когнитивной перегрузки учащихся при избыточном объёме учебного материала

  • Olga Maksimovna Korchazhkina Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" РАН http://orcid.org/0000-0002-0020-4914

Аннотация

Рассматривается подход к анализу процесса преодоления когнитивной перегрузки при усвоении учащимися избыточного объёма учебной информации. В качестве математической модели, описывающей процесс преодоления когнитивной перегрузки динамической системой в виде замкнутой малочисленной учебной группы, выбрана SIR-модель Уильяма Кермака и Андерсона МакКендрика, которая была модифицирована путём введения новых параметров, характеризующих динамику развития ситуации: коэффициентов защищённости от когнитивной перегрузки, подверженности когнитивной перегрузке и преодоления когнитивной перегрузки. Исследование SIR-модели осуществлялось двумя способами: путём построения временнóй зависимости пополнения учащимися, взаимодействующими с когнитивной перегрузкой, трёх SIR-подгрупп (подвергнутых, преодолевающих и преодолевших) по мере развития ситуации и с помощью фазовой плоскости, позволяющей составить целостную картину явления и провести более детальное изучение общих и частных условий движения системы к состоянию равновесия в зависимости от соотношения её параметров. В ходе проведённого исследования установлено, что оба способа анализа процесса преодоления когнитивной перегрузки, основанных на SIR-модели, могут использоваться как взаимодополняющие, поскольку каждый из них акцентирует отдельные факторы, влияющие на развитие ситуации при различных начальных условиях.
Полученные результаты могут рассматриваться как необходимые мотиваторы дальнейшего развития SIR-моделирования для изучения влияния и преодоления деструктивных процессов при усвоении нового знания.

Сведения об авторе

Olga Maksimovna Korchazhkina, Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" РАН

старший научный сотрудник Института кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга, кандидат технических наук

Опубликована
2025-04-28
Как цитировать
KORCHAZHKINA, Olga Maksimovna. Моделирование процессов преодоления когнитивной перегрузки учащихся при избыточном объёме учебного материала. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 21, n. 1, apr. 2025. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/1186>. Дата доступа: 02 june 2025
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение