Моделирование процессов преодоления когнитивной перегрузки учащихся при избыточном объёме учебного материала
Аннотация
Рассматривается подход к анализу процесса преодоления когнитивной перегрузки при усвоении учащимися избыточного объёма учебной информации. В качестве математической модели, описывающей процесс преодоления когнитивной перегрузки динамической системой в виде замкнутой малочисленной учебной группы, выбрана SIR-модель Уильяма Кермака и Андерсона МакКендрика, которая была модифицирована путём введения новых параметров, характеризующих динамику развития ситуации: коэффициентов защищённости от когнитивной перегрузки, подверженности когнитивной перегрузке и преодоления когнитивной перегрузки. Исследование SIR-модели осуществлялось двумя способами: путём построения временнóй зависимости пополнения учащимися, взаимодействующими с когнитивной перегрузкой, трёх SIR-подгрупп (подвергнутых, преодолевающих и преодолевших) по мере развития ситуации и с помощью фазовой плоскости, позволяющей составить целостную картину явления и провести более детальное изучение общих и частных условий движения системы к состоянию равновесия в зависимости от соотношения её параметров. В ходе проведённого исследования установлено, что оба способа анализа процесса преодоления когнитивной перегрузки, основанных на SIR-модели, могут использоваться как взаимодополняющие, поскольку каждый из них акцентирует отдельные факторы, влияющие на развитие ситуации при различных начальных условиях.
Полученные результаты могут рассматриваться как необходимые мотиваторы дальнейшего развития SIR-моделирования для изучения влияния и преодоления деструктивных процессов при усвоении нового знания.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.