Как нейросетевые технологии преобразуют подходы к оценке школьного благополучия?

Аннотация

Современные исследования подтверждают прямую связь между благополучием учащихся, их академической успеваемостью. Привычные и общеизвестные опросные методы (интервью, анкеты, тесты) обладают существенными ограничениями – неискренность респондентов, трудоемкость обработки результатов, и главное – отсутствие возможности зафиксировать динамику эмоциональных состояний в реальном времени.
Цель статьи – раскрыть концепт "школьного благополучия" и обосновать идею создания программного продукта-нейросети для анализа эмоций с целью изучения школьного благополучия в образовании. В статье рассмотрены модели PERMA (Селигман) и субъективного благополучия (Динер); современные методы оценки эмоций (мимика, физиология, поведенческие маркеры); опыт использования ИИ в смежных областях. Акцент сделан на интеграции технологических и опросных методов для оценки школьного климата. Разработана программа-нейросеть "Школьное благополучие" на основе CNN и библиотеки dlib, анализирующая микровыражения (6 эмоций) с точностью 96,8%. Программа адаптирована к школьным условиям (игнорирует артефакты, например, наклон головы).
Разработка носит исследовательский характер и требует решения этико-правовых аспектов. Она служит инструментом мониторинга для: сопоставления данных ИИ с анкетированием учащихся; создания "эталонных эмоциональных профилей" учебных сценариев (лекции, групповая работа); анализа эмоционального фона в разных социокультурных контекстах; прогнозирования кризисных ситуаций. Впервые в РФ предложено использование нейросетей для оценки школьного благополучия. Инновацией стало обоснование "эмоциональных маркеров" образовательной эффективности, например, связи удивления с креативностью на уроках. Программа позволяет получать объективные данные для управленческих решений, оценки методов преподавания и психологического комфорта учащихся. Продукт готов к масштабированию в школах Санкт-Петербурга и других регионов РФ.

Сведения об авторах

Anastasia Anatolyevna Azbel, Санкт-Петербургский государственный университет

доцент кафедры педагогики Института педагогики, кандидат психологических наук, доцент

Leonid Sergeevich Ilyushin, Санкт-Петербургский государственный университет

доцент кафедры педагогики Института педагогики, доктор педагогических наук, доцент

Maria Alexandrovna Vanina, Санкт-Петербургский государственный университет

магистрант Института педагогики

Опубликована
2025-07-21
Как цитировать
AZBEL, Anastasia Anatolyevna; ILYUSHIN, Leonid Sergeevich; VANINA, Maria Alexandrovna. Как нейросетевые технологии преобразуют подходы к оценке школьного благополучия?. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 21, n. 2, july 2025. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/1192>. Дата доступа: 28 aug. 2025
Раздел
Школьное образование по информатике и информационным технологиям