ОТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ К ЧЕЛОВЕКО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ИС

  • Борис Борисович Славин Финансовый университет при Правительстве РФ

Аннотация

Показано, что классификации технологических эпох (индустриальная, постиндустриальная, информационная эпохи и эпоха знаний) можно сопоставить соответствующие этапы развития в ИТ, в эволюции корпоративных информационных систем. Такой подход позволяет выделить четыре класса информационных систем: вычислительный, процессный, контентный и человеко-ориентированный. Вычислительные информационные системы были предназначены для управления ресурсами предприятиями. Задача процессных информационных систем состояла в автоматизации управления отношения с клиентами и партнерами, с автоматизацией процессов workflow внутри компании. В современное время большинство компаний внедряет контентные информационные системы, которые помимо систем управления контентом включают в себя аналитические системы, технологии анализа больших данных, системы управления ключевыми показателями и т.п. Однако именно класс человеко-ориентированных систем должен стать доминирующим по мере развития цифровой экономики. Отличительные особенности человеко-ориентированных информационных систем и принципы их построения обсуждаются в статье. Помимо сравнения с корпоративными информационными системами человеко-ориентированные системы сравниваются с современными интернет сервисами с точки зрения масштаба, требований к пользователю, подходов к разработке, требованиям к архитектуре и к информации.

Сведения об авторе

Борис Борисович Славин, Финансовый университет при Правительстве РФ

кандидат физико-математических наук, научный руководитель факультета прикладной математики и информационных технологий

Литература

1. Slavin B.B. Vzaimosvjaz' jetapov razvitija informacionnyh tehnologij i jekonomiki // Informacionnoe obshhestvo, № 6, 2015. S. 4-13.
2. Nonaka I., Takeuchi H. Kompanija – sozdatel' znanija. Moskva: ZAO "Olimp-Biznes", 2011. 384 s.
3. Slavin B., Maksimova E. Vzaimosvjaz' otraslevoj specifiki biznesa i urovnja reshaemyh dlja nego IT zadach // Sistemnyj administrator, № 162, Maj 2016. S. 86-89.
4. Anshina M., Vol'pjan N., Olejnik A., Slavin B. Razrabotka novogo professional'nogo standarta «Menedzher po informacionnym tehnologijam» // Kachestvo. Innovacii. Obrazovanie, T. 105, № 2, 2014. S. 36-41.
5. Fleischmann A., Stary C. Whom to talk to? A stakeholder perspective on business process development // Universal Access in the Information Society. 2012. Vol. 11. No. 2. pp. 125–150.
6. Schiffner S., Rothschadl T., Meyer N. IEEE 18th International Enterprise Distributed Object Computing Conference Workshops // Towards a Subject-Oriented Evolutionary Business Information System. 2014. pp. 381-388.
7. Prilla M., Nolte A. Integrating ordinary users into process management: Towards implementing bottom-up, people-centric BPM // In: Enterprise, Business-Process and Information Systems Modeling (ser. Lecture Notes in Business Information Processing). Springer, 2012. pp. 182–194.
8. Malone T.W., Laubacher R., Dellarocas C. Harnessing Crowds: Mapping the Genome of Collective Intelligence, MIT Center for Collective Intelligence Massachusetts Institute of Technology , Cambridge, MA, Working Paper No. 2009-001, 2009.
9. Slavin B.B. Jepoha kollektivnogo razuma: O roli informacii v obshhestve i o kommunikacionnoj prirode cheloveka. Moskva: Lenand, 2013.
Опубликована
2017-10-01
Как цитировать
СЛАВИН, Борис Борисович. ОТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ К ЧЕЛОВЕКО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ИС. Международный научный журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образование», [S.l.], v. 13, n. 3, p. 176-184, oct. 2017. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/301>. Дата доступа: 23 sep. 2021 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.3.632.
Раздел
Когнитивно-информационные технологии в цифровой экономике