МОДЕРНИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

  • Олег Анатольевич Кузенков Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского http://orcid.org/0000-0001-9407-0517
  • Ирина Владимировна Захарова Тверской государственный университет http://orcid.org/0000-0002-9963-5828

Аннотация

Российские образовательные стандарты прошли достаточно длинный путь от максимальной подробности и регламентации содержания образовательных программ, эволюционируя в сторону наибольшей свободы вузов при их проектировании. Недостатком этой свободы являются слишком общие формулировки этих компетенций и отсутствие даже рамочных требований к объему и содержанию отдельных частей образовательных программ для различных образовательных программ. Это порождает проблему сохранения единства образовательного пространства в России и традиционно высокого уровня преподавания математики в российских университетах. Российское научное и образовательное сообщество совместно с промышленностью и бизнесом в настоящее время ищут пути решения этой проблемы. В статье рассматривается опыт модернизации образовательных программ в области информационно-коммуникационных технологий. Представлена ​​методология создания средств достоверной оценки инструментов для проверки формирования компетенций. Представленные результаты основаны на методологии международных и российских научно-методических проектов. В настоящее время полученные результаты апробации методологии показали, что выбранные методы модернизации являются эффективным инструментом решения заданных математических задач в инженерном образовании в российских университетах, и, следовательно, студенты станут более адекватно соответствовать потребностям рынка труда.

Сведения об авторах

Олег Анатольевич Кузенков, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры дифференциальных уравнений, математического и численного анализа, заместитель директора по учебно-методической работе Института информационных технологий, математики и механики 

Ирина Владимировна Захарова, Тверской государственный университет

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математической статистики и системного анализа, заместитель декана по учебной работе факультета прикладной математики и кибернетики

Литература

[1] Gergel V.P., Kuzenkov O.A. Development of independently established educational standards of Nizhny the Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod in the field of information and communication technologies. The School of the Future. 2012; 4:100-105. (In Russian)
[2] Gugina E.V., Kuzenkov O.A. Educational standards of the Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. Series: Innovations in Education. 2014; 3(4):39-44. (In Russian)
[3] The portal of the Federal state educational standards. Available at: http://fgosvo.ru/ (accessed 20.02.18). (In Russian)
[4] National Accreditation Agency. Available at: http://www.nica.ru/en (accessed 20.02.18).
[5] Single portal of online testing in education. Available at: http://i-exam.ru/ (accessed 20.02.18). (In Russian)
[6] Goldstein H. Statistical information and the measurement of education outcomes (editorial). Journal of the Royal Statistical Society. Series A (Statistics in Society). 1992; 155(3):313-315. Available at: http://www.jstor.org/stable/2982887 (accessed 20.02.18).
[7] Gonzales H., Wangenaar R. Universities contribution to Bologna Process. An introduction. 2nd Edition. Bilbao: University of Deusto, 2008. 160 p.
[8] Delamare F., Winterton J. What is competence? Human Resource Development International. 2005; 8(1):27-46. DOI: https://doi.org/10.1080/1367886042000338227
[9] Baartman L.K.J., Bastiaens T.J., Kirschner P.A., Cees P.M. van der Vleuten. Teachers’ opinions on quality criteria for Competency Assessment Programs. Teaching and Teacher Education. 2007; 23(6):857-867. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2006.04.043
[10] Alpers B. Das SEFI Maths Working Group „Curriculum Framework Document“ und seine Realisierung in einem Mathematik-Curriculum für einen praxisorientierten Maschinenbaustudiengang. In: Hoppenbrock A., Biehler R., Hochmuth R., Rück HG. (eds) Lehren und Lernen von Mathematik in der Studieneingangsphase. Konzepte und Studien zur Hochschuldidaktik und Lehrerbildung Mathematik. Springer Spektrum, Wiesbaden, 2016. Pp. 645–659. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-658-10261-6_40
[11] Dudakov S.M., Zakharova I.V. Monitoring the formation of mathematical competences in students of IT-specialties. Engineering education. 2017; 21:90-95. Available at: http://www.ac-raee.ru/files/io/m21/art_11.pdf (accessed 20.02.18). (In Russian)
[12] European Commission. ECTS User's Guide. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. 60 p. DOI: 10.2766/88064
[13] Petrova I., Zaripova V., Ishkina E., Militskaya S., Malikov A., Kurmishev N., et al. Tuning Russia: Reference points for the design and delivery of degree programmes in information and communication technologies. Bilbao: University of Deusto, 2013. 198 p.
[14] Karavayeva Y.V., Kovtun Y.N. Adapting the Tuning Programme Profiles to the Need of Russian Higher Education. Tuning Journal for Higher Education. 2013; 1(1):187-202. DOI: http://dx.doi.org/10.18543/tjhe-1(1)-2013pp187-202
[15] Bedny A., Erushkina L., Kuzenkov O. Modernising educational programmes in ICT based on the Tuning methodology. Tuning Journal for Higher Education. 2014; 1(2):387-404. DOI: http://dx.doi.org/10.18543/tjhe-1(2)-2014pp387-404
[16] Kuzenkov O.A., Tikhomirov V.V. Using the methodology of "TUNING" in the development of a national ICT competency framework. Modern information technologies and IT-education. 2013; 9:77-87. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23020512 (accessed 20.02.18). (In Russian)
[17] Zakharova I., Kuzenkov O., Soldatenko I., Yazenin A., Novikova S., Medvedeva S., Chukhnov A. Using SEFI framework for modernization of requirements system for mathematical education in Russia. Proceedings of the 44th SEFI Annual Conference 2016 - Engineering Education on Top of the World: Industry University Cooperation (SEFI 2016). 12-15 September 2016, Tampere, Finland. 15 p. Available at: http://sefibenvwh.cluster023.hosting.ovh.net/wp-content/uploads/2017/09/zakharova-using-sefi-framework-for-modernization-of-requirements-system-for-mathematical-education-155.pdf (accessed 20.02.18).
[18] Kuzenkov O.A., Kuzenkova G.V., Biryukov R.S. Development of a fund of evaluation tools using the Mathbridge package. Educational Technology & Society. 2016; 19(4):465-478. (In Russian)
[19] Zakharova I.V., Yazenin A.V. On Some Trends in Modern Mathematical Education on the Example of Analysis of State Educational Institution of Higher Professional Education, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education and Federal State Educational Institution of Higher Professional Education in the field of training "Applied Mathematics and Informatics". Educational Technology & Society. 2015; 18(4):629-640. (In Russian)
[20] Zakharova I., Kuzenkov O. Experience in implementing the requirements of the educational and professional standarts in the field of ICT in Russian education. Modern information technologies and IT-education. 2016; 12(30)-1:17-31. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27411971 (accessed 20.02.18). (In Russian)
[21] Soldatenko I., Kuzenkov O., Zakharova I., Balandin D., Biryukov R., Kuzenkova G., Yazenin A., Novikova S. Modernization of math-related courses in engineering education in Russia based on best practices in European and Russian universities. Proceedings of the 44th SEFI Annual Conference 2016 - Engineering Education on Top of the World: Industry University Cooperation (SEFI 2016). 12-15 September 2016, Tampere, Finland. 16 p. Available at: http://sefibenvwh.cluster023.hosting.ovh.net/wp-content/uploads/2017/09/soldatenko-modernization-of-math-related-courses-in-engineering-education-in-russia-based-133.pdf (accessed 20.02.18).
[22] Zakharova I.V., Dudakov S.M., Soldatenko I.S. Designing educational programs in the field of ICT taking into account professional standards. Engineering Education. 2017; 21:140-144. Available at: http://www.ac-raee.ru/files/io/m21/art_19.pdf (accessed 20.02.18). (In Russian)
[23] Bednyi B.I., Kuzenkov O.A. Integrated programmes for master’s degree and PhD students. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017; 21(4):637-650. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.089.021.201704.637-650
[24] European Society for Engineering Education: SEFI. Available at: http://www.sefi.be (accessed 20.02.18).
[25] Sosnovsky S., Dietrich M., Andres E., Goguadze G., Winterstein S., Libbrecht P., Siekmann J., Melis E. Math-Bridge: Bridging the gaps in European remedial mathematics with technology-enhanced learning. 201. Pp. 437-451. DOI: 10.13140/2.1.1142.3367.
[26] Sosnovsky S. Math-Bridge: Closing Gaps in European Remedial Mathematics with Technology-Enhanced Learning. In: Wassong T., Frischemeier D., Fischer P., Hochmuth R., Bender P. (eds) Mit Werkzeugen Mathematik und Stochastik lernen – Using Tools for Learning Mathematics and Statistics. Springer Spektrum, Wiesbaden, 2014. Рp. 437-451. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-658-03104-6_31
[27] Goguadze G. Representation for Interactive Exercises. Proceedings of the 16th Symposium, 8th International Conference. Held as Part of CICM '09 on Intelligent Computer Mathematics (Calculemus '09/MKM '09), Jacques Carette, Lucas Dixon, Claudio Sacerdoti Coen, and Stephen M. Watt (Eds.). Springer-Verlag, Berlin, Heidelberg, 2009. Pp. 294-309. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-642-02614-0_25
[28] Basalin P.D., Bezruk K.V. Hybrid intellectual decision making support system architecture. Journal Neurocomputers. 2012; 8:26-35. (In Russian)
[29] Basalin P.D., Timofeev A.E. Interactive forms of teaching computer sciences // Teaching mathematics and computer science in higher education: materials of the International. scientific-method. Conf. (May 16-17, 2017) / scientific. Ed. E.K. Henner. Perm: Perm. State. Nat. Issled. Univ., 2017. p. 4-8. (In Russian)
[30] Basalin P.D., Kumagina Е.А., Neumark Е.А., Timofeev А.Е., Fomina I.А., Chernyshova N.N. IT-education using intelligent learning environments. Modern information technologies and IT-education. 2017; 13(4):105-111. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.4.384
[31] Grezina A.V., Panasenko A.G. A course in physics at the Institute of Information Technology, Mathematics and Mechanics of the UNN on the basis of the e-learning system. Educational Technology & Society. 2018; 21(1):487-493. (In Russian)
[32] Kiseleva N.V. Computer complex on the qualitative theory of differential equations to support independent work. Educational Technology & Society. 2018; 21(1):423-434. (In Russian)
[33] Medvedeva O.N., Suponev N.P., Soldatenko I.S., Zakharova I.V., Yazenin A.V. On the electronic educational environment and the system for assessing the quality of educational activities in the Tver State University. Educational Technology & Society. 2014; 17(4):610-624. (In Russian)
[34] Hilvonen J., Ovaska P. Student Motivation in Project-Based Learning. Proceedings of the International Conference on Engaging Pedagogy (ICEP 2010), National University of Ireland Maynooth, September 2, 2010. Available at: http://icep.ie/wp-content/uploads/2011/02/Student-Motivation-in-Project-Based-Learning.pdf (accessed 20.02.18).
Опубликована
2018-03-30
Как цитировать
КУЗЕНКОВ, Олег Анатольевич; ЗАХАРОВА, Ирина Владимировна. МОДЕРНИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ. Международный научный журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образование», [S.l.], v. 14, n. 1, p. 233-244, mar. 2018. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/359>. Дата доступа: 23 sep. 2021 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.14.201801.233-244.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение