УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ВУЗОВ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ РАЗРАБОТЧИКОВ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности управления образовательной программой вузов в контексте подготовки конкурентоспособных специалистов в ИТ-сфере. Рассмотрены известные противоречия между существующими образовательными стандартами и запросами работодателей в данной сфере с точки зрения потребителей образовательных услуг. Описываются ключевые блоки управления образовательной программой - управление контингентом, ООП, ресурсами, учебным процессом, а также основные особенности требований к ИТ-специалистам. Рассматривается вопрос мониторинга требований на рынке труда к разработчикам ПО и управления набором профессиональных компетенций с учетом этих требований. Представлена схема управления основной образовательной программой, включающая мониторинг требований к ИТ-специалистам, определение целевого состояния ООП и управление профессиональными компетенциями и обеспечивающими их дисциплинами. Представлена математическая модель специализаций и требований, а так же математический аппарат для оценки соответствия набора профессиональных дисциплин учебного плана востребованным специализациям. Проведено исследование популярных специализаций на региональном рынке труда с помощью кластерного анализа, для которого использован алгоритм CLOPE. Проанализировано содержимое рабочих программ дисциплин учебного плана на предмет соответствия определенным требованиям работодателей. Описываются основные выводы и планируемое направление дальнейшей деятельности.

Сведения об авторах

Виктор Васильевич Калевко, Брянский государственный технический университет

аспирант, кафедра информатики и программного обеспечения

Дмитрий Григорьевич Лагерев, Брянский государственный технический университет

кандидат технических наук, доцент, кафедра информатики и программного обеспечения

Александр Георгиевич Подвесовский, Брянский государственный технический университет

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и программного обеспечения

Литература

[1] Zakharova A.A. et al. Information system of educational programs assessment on the basis of employers requirements. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2015; 2-1:136. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24122969 (accessed 12.08.2018). (In Russian)
[2] Ponomareva L.A., Golosov P.E. Development of a mathematical model of the educational process at the university to improve the quality of education. Fundamental'nye issledovaniya. 2017; 2:77-81. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28800201 (accessed 12.08.2018). (In Russian)
[3] Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 19 sentyabrya 2017 g. № 920 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya – bakalavriat po napravleniyu podgotovki 09.03.04 Programmnaya inzheneriya». Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71687608/ (accessed 12.08.2018). (In Russian)
[4] Obzor zarabotnyh plat. Informacionnye tekhnologii. KAUS – kadrovoe agentstvo. Available at: http://www.kaus-group.ru/knowledge/salaries/salary-it/ (accessed 12.08.2018). (In Russian)
[5] Il'in D.Yu., Nikul'chev E.V., Bubnov G.G., Mateshuk E.O. Information analysis service to identify current professional competencies based on patent analysis of the technology market and required skills in the vacancies of employers. Caspian journal: management and high technologies. 2017; 2(38):71-88. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29767419 (accessed 12.08.2018). (In Russian)
[6] PYPL PopularitY of Programming Language. Available at: http://pypl.github.io/PYPL.html (accessed 12.08.2018).
[7] Bissyandé T.F., Thung F., Lo D., Jiang L., Réveillère L. Popularity, Interoperability, and Impact of Programming Languages in 100,000 Open Source Projects. Proceeding of 2013 IEEE 37th Annual Computer Software and Applications Conference. Kyoto, 2013, pp. 303-312. DOI: 10.1109/COMPSAC.2013.55
[8] Martynov V.V., Filosova E.I., Shiryaev O.V. Organizaciya podgotovki i informacionnaya podderzhka realizacii dinamicheskih obrazovatel'nyh programm, uchityvayushchih trebovaniya rabotodatelya. Upravlenie ekonomikoj: metody, modeli, tekhnologii. 2014, pp. 110-113. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22689661 (accessed 12.08.2018). (In Russian)
[9] Wang K., Xu C., Liu B. Clustering transactions using large items. Proceedings of the eighth international conference on Information and knowledge management (CIKM '99). Susan Gauch (Ed.). ACM, New York, NY, USA, 1999, pp. 483-490. DOI: 10.1145/319950.320054
[10] Yang Y., Guan H., You J. CLOPE: A fast and Effective Clustering Algorithm for Transactional Data. Proceedings of the eighth ACM SIGKDD international conference on Knowledge discovery and data mining (KDD '02). ACM, New York, NY, USA, 2002, pp. 682-687. DOI: 10.1145/775047.775149
[11] Analiticheskaya platforma Loginom. Available at: https://loginom.ru (accessed 12.08.2018). (In Russian)
[12] Chistova N.A., Volkova V.N. Modeli analiza sootvetstviya disciplin uchebnogo plana i trebovanij k specialistam. Informatika i kibernetika (ComCon-2016). 2016, pp. 33-36. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26506456 (accessed 12.08.2018). (In Russian)
[13] Kharitonov I.M. Modeling Process of Building Curriculum Based on Formal Presentation of Academic Discipline. Open Education. 2011; 2-1:21-32. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16384632 (accessed 12.08.2018). (In Russian)
Опубликована
2018-12-10
Как цитировать
КАЛЕВКО, Виктор Васильевич; ЛАГЕРЕВ, Дмитрий Григорьевич; ПОДВЕСОВСКИЙ, Александр Георгиевич. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ВУЗОВ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ РАЗРАБОТЧИКОВ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 14, n. 4, p. 803-814, dec. 2018. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/404>. Дата доступа: 13 nov. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.14.201804.803-814.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение