КОГНИТИВНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ СОЗДАНИИ И УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ

  • Алексей Игоревич Комаров Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий — Газпром ВНИИГАЗ http://orcid.org/0000-0002-6613-607X
  • Виктор Михайлович Панченко МИРЭА – Российский технологический университет http://orcid.org/0000-0002-7038-878X

Аннотация

В статье авторы выделяют ряд аспектов конвергенции когнитивно-информационных технологий при формировании и управлении образовательными комплексами. Данные аспекты учитывают дидактические особенности систем обучения, уровни когнитивных процессов, двойственность идентификации обучаемых и модулей учебного контента, массовость внедрения онлайн систем обучения и наполнение баз данных и баз знаний обучаемых. Для каждого аспекта, формирующего проблематику, сформулирован ряд предложений по их учету и решению. Указанные предложения учтены в разработанном авторами системном подходе (методолого-технологической основы) для построения образовательного комплекса с применением информационных технологий (ИТ). Явление конвергенции в образовании естественно вытекает из необходимости практического использования знаний, умений, навыков, а междисциплинарные подходы давно играют роль связующего звена. Скачок в развитии ИТ стал причиной повсеместного их использования. При этом отмечается, что использование ИТ было сосредоточено на решении очевидных задач: доступность образовательного контента, представление мультимедиа материалов, простейший контроль знаний, накопление разрозненных данных, получение прибыли. Последний пункт существенно влияет на общий вектор развития систем образования, зачастую образуя оксюморон с очевидной целью качественного обучения. В то же время конвергенция когнитивных и информационных составляющих в обучении нетривиальная задача, решение которой требует разработки своей методолого-технологической базы, где важно понимание и постоянная сверка с целями обучения. В статье приведен относительно простой пример конвергенции информационных и когнитивных технологий в процессе обучения, когда использование дополнительных устройств ввода/вывода позволяет положительно влиять на усвоение учебного контента.

Сведения об авторах

Алексей Игоревич Комаров, Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий — Газпром ВНИИГАЗ

заведующий сектором сопровождения информационных систем

Виктор Михайлович Панченко, МИРЭА – Российский технологический университет

кандидат технических наук, профессор

Литература

[1] Nechaev V.V., Panchenko V.M., Komarov A.I. Didactic formalization of modern systems of education: features and models. Open Education. 2010; 6:49-57. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15549106 (accessed 20.08.2018). (In Russian)
[2] Komarov A.I., Panchenko V.M. Software complex for supporting interactive education process with opportunity of students identification. Modern Information Technologies and IT-Education. 2016; 12(3-1):82-89. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27411978 (accessed 20.08.2018). (In Russian)
[3] Komarov A.I., Panchenko V.M., Nechaev V.V. The role of the data and knowledge system in the provision of IT-Education. Modern Information Technologies and IT-Education. 2014; 10:116-125. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23020624 (accessed 20.08.2018). (In Russian)
[4] Ivaniushina V., Alexandrov D., Musabirov I. The Structure of Students' Motivation: Expectancies and Values in Taking Data Science Course. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2016; 4:229-250. (In Russian) DOI: 10.17323/1814-9545-2016-4-229-250
[5] Jeonga D.W., Luschei T.F. Are teachers losing control of the classroom? Global changes in school governance and teacher responsibilities, 2000–2015. International Journal of Educational Development. 2018; 62:289-301. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2018.07.004
[6] Bespalko V.P. Osnovy` teorii pedagogicheskix system: Problemy` i metody` psixologo-pedagogicheskogo obespecheniya texnicheskix obuchayushhix sistem. Voronezh: VSU, 1977. 304 p. (In Russian)
[7] Bespalko V.P. Obrazovanie i obuchenie s uchastiem komp`yuterov (pedagogika tret`ego ty`syacheletiya). M.: MPSI, 2002. 352 p. (In Russian)
[8] Glushkov V.M. ed. Entsiklopediya kibernetiki (v dvuh tomah) [Encyclopedia of Cybernetics]. Kiev, Glavnaya redaktsiya Ukrainskoy Sovetskoy entsiklopedii, 1975. 1226 p. (In Russian)
[9] Panchenko V.M. Teoriya sistem. Metodologicheskie osnovy. M.: MIREA, 2005. 96 p. (In Russian)
[10] Klir G., Elias D. Architecture of Systems Problem Solving. Springer US, 2003. 349 p. DOI: 10.1007/978-1-4419-9224-6
[11] Kuxtenko A.I. Sistem obshhaya teoriya. V.M. Glushkov ed. Encyclopedia of Cybernetics. V. 2. Kiev: Glavnaya redakciya USE, 1974, pp. 335-339. (In Russian)
[12] Buslenko N.P., Kalashnikov V.V., Kovalenko I.N. Lectures on the theory of complex systems. Moscow, Sov. Radio, 1973. 440 p. (In Russian)
[13] Bespalko V.P. Prirodosoobraznaya pedagogika [Nature conformably pedagogy]. M.: Narodnoe obrazovanie, 2008. 512 p. (In Russian)
[14] Moiseev N.N. Matematicheskie zadachi sistemnogo analiza. M.: Nauka, 1981. 488 p. (In Russian)
[15] Bashmakov A.I., Bashmakov I.A. Razrabotka komp'yuternykh uchebnikov i obuchayushchikh sistem. M.: "Filin",2003. 614 p. (In Russian)
[16] Norenkov I.P., Zimin A.M. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii. M.: Izd-vo MGTU im. N.E. Baumana, 2004. 352 p. (In Russian)
[17] Maloshonok N. How Using the Internet and Multimedia Technology in the Learning Process Correlates with Student Engagement. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2016; 4:59-83. (In Russian) DOI: 10.17323/1814-9545-2016-4-59-83
[18] Ivanova N., Popova E. Professionals and the Problem of Implementing Innovation in University. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2017; 1:184-206. (In Russian) DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-184-206
[19] Medium-term strategy 2014-2021. 37 C/4. UNESCO, 2014. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000227860_rus (accessed 20.08.2018). (In Russian)
[20] Khvilon E., Patru M. Information and communication technologies in teacher education: a planning guide. Division of Higher Education, UNESCO, 2002. 240 p. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000129533 (accessed 20.08.2018).
[21] Semenov A. Information and communication technologies in schools: a handbook for teachers, or how ICT can create new, open learning environments. Division of Higher Education, UNESCO, 2005. 240 p. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000139028?posInSet=1&queryId=N-EXPLORE-935e741a-c113-4d3c-a3f1-42e3ecc307c2 (accessed 20.08.2018).
[22] The Advanced Distributed Learning Initiative. SCORM® 2004 4th Edition. Available at: https://www.adlnet.gov/research/scorm/scorm-2004-4th-edition (accessed 20.08.2018).
[23] Advanced Distributed Learning (ADL). THE EXPERIENCE API, Version 1.0.3. GitHub. Available at: https://github.com/adlnet/xAPI-Spec (accessed 20.08.2018).
[24] Learning Record Store (LRS). Available at: https://lrs.adlnet.gov (accessed 20.08.2018).
[25] Petrov V.M., Yablonskij A.I. Matematika i sotsialnye protsessy: Giperbolicheskie raspredeleniya i ikh primenenie [Mathematics and Social Processes: Hyperbolic Distributions and their Application]. Znanie, Moscow, 1980. 64 p. (In Russian)
[26] Open edX. Available at: https://open.edx.org (accessed 20.08.2018).
[27] MIT OpenCourseWare. Available at: https://ocw.mit.edu/index.htm (accessed 20.08.2018).
[28] Khan Academy. . Available at: https://www.khanacademy.org (accessed 20.08.2018).
[29] Coursera. Available at: https://www.coursera.org (accessed 20.08.2018).
Опубликована
2018-12-10
Как цитировать
КОМАРОВ, Алексей Игоревич; ПАНЧЕНКО, Виктор Михайлович. КОГНИТИВНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ СОЗДАНИИ И УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ. Международный научный журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образование», [S.l.], v. 14, n. 4, p. 851-858, dec. 2018. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/450>. Дата доступа: 20 apr. 2019 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.14.201804.851-858.
Раздел
Образовательные ресурсы и лучшая практика ИТ-образования