Опыт использования специализированного программного обеспечения в образовательном процессе и науке

  • Роман Александрович Вдовин Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Галина Анатольевна Трафимова Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Аннотация

В данной статье рассматривается опыт использования систем компьютерного моделирования технологических процессов в образовательной и научной деятельности. В силу постоянно возрастающей цифровизации, использование информационных технологий становится необходимым и минимальным условием развития общественного уклада. Разработка и внедрение обширной номенклатуры программного обеспечения оказывается важнейшим инструментом в современном мире цифровых технологий. Использование специализированных программных продуктов в учебном процессе при выполнении лабораторных работ в рамках изучения технологических дисциплин позволяет сформировать общепрофессиональные компетенции у обучающихся. В результате этого, обучающийся приобретает необходимые знания, умения и владения, а также навыки работы в данной программе. С научной точки зрения, использование современного программного обеспечения в последнее время становится крайне актуальным. Прежде всего, это связано с возможность визуальной интерпретации на экране компьютера решения задач практически любой сложности: будь то графическая визуализация конструкции детали или моделирование реального технологического процесса. Авторами приводится описание системы компьютерного моделирования литейных процессов, и получаемый экономический эффект от ее использования в производственных условиях. Внедрение программного обеспечения в реальный технологический процесс позволило произвести оптимизацию технологии, минимизировать производственные издержки, сократить длительность технологического цикла по изготовлению продукции, а также снизить финансовые и временные затраты. В этой связи использование информационных технологий и, как следствие, программного обеспечения в учебном процессе и научной деятельности позволяют оставаться конкурентоспособными и востребованными как на рынке образовательных услуг и среди потенциальных работодателей, так и соответствовать мировым научным трендам.

Литература

1. Контуры будущего: технологии и инновации в культурном контексте. Коллективная монография / Под ред. Д.И. Кузнецова, В.В. Сергеева, Н.И. Алмазовой, Н.В. Никифоровой. – СПб.: Астерион, 2017. – 550 с.
2. Земцов С. Роботы и потенциальная технологическая безработица в регионах России: опыт
изучения и предварительные оценки // Вопросы экономики. 2017. № 7. С. 1– 16.
3. Миронов В.В. Университетское образование: консерватизм или инновации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. Т.23., № 4, 2017. С. 32-44.
4. Нестеров, А.Ю. Самсонов, Р.О. Инновационное понятие «космос» в трансформационной модели университета / Р.О. Самсонов, А.Ю. Нестеров // Онтология проектирования. – 2019. – Т.9, №2(32). - С.175-190.
5. Дзигоева, Л.В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как мощный ресурс обновления инновационного развития образования // Вопросы педагогики. 2018. №12. С.24-27.
6. Фролов И.Н. Применение нейронных сетей в организации сетевого сообщества педагогов // Нейрокомпьютерная парадигма и общество.- М.: Изд-во Московского университета, 2012. – С.201-212.
7. Котельникова Е.Н., Варфоломеева Т.Н. Массовые открытые онлайн-курсы как инновационная тенденция в образовании // Гуманитарные научные исследования. 2016 № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/15043.
8. Берестова, С.А., Мисюра, Н.Е., Матюшов, Е.А. Инновационные технологии массового обучения на примере онлайн курса «Инженерная механика» // Инженерное образование. Вып.21. 2017. - С.83-89.
9. Никуличева, И.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. Пособие/ Н.В.Никуличева. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
10. Штайн Л. Высшее образование в эпоху цифровой революции [Электронный ресурс] // Альманах «Цифровая экономика». 2017. С.35-39.
11. Люгер Д.Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем / Пер. с англ. 4-е изд. М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. – 864 с.
12. Лекторский В.А. Философия, искусственный интеллект и когнитивная наука // Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. Под ред. Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского. – М.: ИИнтеЛЛ, 2006. – С. 12 – 21.
13. Современное инженерное образование : учеб. пособие / А. И. Боровков [и др.]. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012. — 80 с.
14. Везиров Т.Т. Мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов: инновационные технологии в образовании // Гуманизация образования. 2017. №6. С 120-128.
15. Шехонин, А.А., Тарлыков, В.А., Багаутдинова, А.Ш., Харитонова, О.В. Образовательные технологии инженерного образования: междисциплинарный подход // Инженерное образование. Вып.21. 2017. С.117-121.
16. Кубасов, И.А., Копытин, А.А. Повышение эффективности управления инженерными системами центров обработки данных путем применения специализированного программного обеспечения // Территория науки. - 2018. - №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-upravleniya-inzhenernymi-sistemami-tsentrov-obrabotki-dannyh-putem-primeneniya-spetsializirovannogo.
17. Дежина, И., Пономарев, А., Фролов, А. Перспективные производственные технологии в России: контуры новой политики // Форсайт. 2015. Т.9. №1. С. 20-31.
18. Halbig, M.C. Evaluation of ceramic matrix composite technology for aircraft turbine engine applications / M.C. Halbig, M.H. Jaskowiak, J.D. Kiser // 51st AIAA Aerospace Sciences Meeting including the New Horizons Forum and Aerospace Exposition. – 2013. – № 1. – P. 1–11.
19. Lu, Z.L. Rapid fabrication method of pre-research turbine blade wax precision mould based on 3D printing technology / Z.L. Lu, J. Zhou, D. Yang // Acta Aeronautica et Astronautica Sinica. – 2015. – № 36 (2). – P. 651–660.
20. Vdovin, R.A. Research and optimization of the technological process of manu-facturing a GTE blades using computer-aided design / R.A. Vdovin, V.G. Smelov // Materials Science and Engineering. – 2016. – № 156. – P. 1–7.
21. Chen, S. Three dimensional cellular automaton-finite element (CAFÉ) modeling for the grain structures development in gas tungsten / S. Chen, – Sciences Fondamentales et Appliquees, 2014. – 209 p.
22. Takeshi, N. Development of CMC turbine parts for aero engines / N. Takeshi, O. Takeshi, I. Kuniyuki // Engineering Review. – 2014. – № 47 (1). – P. 29–32.
23. Xinbao, Z. Analysis of competitive growth mechanism of stray grains of single crystal superalloys during directional solidification process / Z. Xinbao, L. Lin, Z. Weiguo // Rare Metal Materials and Engineering. – 2011. – № 40 (1). – P. 9–13.
24. Zhou, Y.Z. Mechanism of competitive grain growth in directional solidification of a nickel-base superalloy / Y.Z. Zhou, A. Volek, N.R. Green // The Minerals, Metals & Materials Society. – 2008. – № 56 (1). – P. 2631–2637.
25. Power, D.C. Palladium alloy pinning wires for gas turbine blade investment casting / D.C. Power // Platinum Metals Rew. – 1995. – № 39 (3). – P. 117–126.
Опубликована
2019-12-23
Как цитировать
ВДОВИН, Роман Александрович; ТРАФИМОВА, Галина Анатольевна. Опыт использования специализированного программного обеспечения в образовательном процессе и науке. Международный научный журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образование», [S.l.], v. 15, n. 4, p. 810-819, dec. 2019. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/548>. Дата доступа: 27 feb. 2020 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.15.201904.810-819.
Раздел
Научное программное обеспечение в образовании и науке