Экспертиза электронных образовательных ресурсов с помощью PN-метода
Аннотация
В статье обсуждается проблема экспертизы электронных образовательных ресурсов (ЭОР), представляющих собой сложные информационно-педагогические системы, с точки зрения поиска и разрешения противоречий между их компонентами. В качестве инструмента поиска противоречий предлагается использовать PN-метод, который берёт своё начало в теории решения изобретательских задач и является дальнейшим развитием на системной основе наиболее известной её части, касающейся работы с противоречиями в инновационных решениях. Выбор PN-метода обусловлен логической строгостью и большим потенциалом решения творческих задач, чем качественно отличается от ранее известных подходов, применяемых к схожим проблемным ситуациям, но опирающихся на иные приёмы выявления и разрешения узкого круга противоречий Обосновывается процедура адаптации терминов «противоречие в пространстве» и «противоречие во времени» применительно к экспертизе ЭОР, описываются алгоритмы поиска упомянутых противоречий в информационно-педагогических системах на основе PN-метода. Рассмотрение противоречий производится с учётом полного дидактического цикла усвоения учебного материала, представленного в ЭОР, а также всех значимых компонентов процесса обучения и причинно-следственных связей между ними. Предлагаются инструменты разрешения противоречий с помощью способов, основанных на процедуре контраргументации и технологии обучения по прецедентам, а также приводятся примеры их практического использования.
Литература
[2] Shimukovich P.N. TRIZ-protivorechiya v innovacionnyh resheniyah: PN-metod [TRIZ-contradictions in innovative solutions: PN-method]. LIBROKOM, Moscow, 2014. (In Russ.)
[3] Shimukovich P.N. U problem est’ resheniya! Sistemnye osnovy formirovaniya al’ternativ [Problems have solutions! The systemic basis for the formation of alternatives ]. LENAND, Moscow, 2015. (In Russ.)
[4] Pchyolkina E.L. Detskij algoritm resheniya izobretatel’skih zadach (DARIZ) [Children's algorithm for solving inventive problems (DARIZ)]. IPK "Niva", SPb., 2010. (In Russ.)
[5] Korchazhkina O.M. Soderzhanie i praktika primeneniya metapredmetnogo podhoda k smeshannomu obucheniyu [Content and practice of applying the meta-subject approach to blended learning]. ANALITIKA RODIS Publ., Noginsk, 2017. (In Russ.)
[6] Korchazhkina O.M. The Cognitive Modeling Conception of Making Open Digital Resources for Education. Distancionnoe i virtual’noe obuchenie. 2015; (10):15-21. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24170116 (accessed 14.09.2019). (In Russ. abstract in Eng.)
[7] Shamova T.I. (ed.) Upravlenie obrazovatel’nymi sistemami [Managing educational systems]. Akademiya Publ., Moscow, 2006. (In Russ.)
[8] Selevko A.G. Sovremennye informacionno-tekhnicheskie sredstva v shkole [Modern information technology at school]. Narodnoe obrazovanie, Moscow, 2002. (In Russ.)
[9] Shimukovich P.N. Informacionnyj metod tvorchestva: Informaciya, yazyk, semiotika, TRIZ na sluzhbe innovacij [Information method of creativity: Information, language, semiotics, TRIZ at the service of innovation]. Knizhnyj dom "LIBROKOM", Moscow, 2017. (In Russ.)
[10] Korchazhkina O.M. How to Understand a Knowledge Component Precedent as a Meta-Concept (through the Course in Social Informatics. Distancionnoe i virtual’noe obuchenie. 2017; (5):104-118. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30079708 (accessed 14.09.2019). (In Russ. abstract in Eng.)
[11] Korchazhkina O.M. Anglijskij yazyk. 10-11 klassy. Sochinenie-rassuzhdenie na EGE: praktika argumentacii : uchebno-metodicheskoe posobie [English language. 10-11 classes. Composition-reasoning on the exam: the practice of argumentation: a teaching tool]. Legion, Rostov on Don, 2019. (In Russ.)
[12] Holodnaya M.A. Kognitivnye stili. O prirode individual’nogo uma. Uchebnoe posobie [Cognitive styles. About the nature of the individual mind]. PER SE, Moscow, 2002. (In Russ.)
[13] Mayer R.E. Multimedia learning (2nd ed). New York: Cambridge University Press, 2009. (In Eng.) DOI: 10.1017/CBO9780511811678
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.