Особенности организации E-learning познавательных процессов с учётом требований дидахографии

Аннотация

Электронные модули являются удобной формой для организации e-learning познавательного процесса. Модули формируются авторами на примерах освоения отдельных типовых классов задач системного анализа и исследования операций, связанных с ними методов и разработанных для их решения моделей, осваиваемых в условиях развития современных информационных средств личного и коллективного пользования при обучении с учётом требований дидахографии.
Технология разделяемых единиц контента (ТРЭК) является основой формирования просмотровых последовательностей электронных учебных модулей. В частности, рассматривается процесс формирования электронного модуля класса задач упорядочения и согласования,- базиса формирования моделей сетевого планирования и применения технологий программ единичных экспериментов (ТПЕЭ). Показано, что начальная просмотровая последовательность оптимально должна формироваться экспертно, исходя из требований дидактики по Коменскому Я.А. Начало дидактики Коменского было связано с технологией книгопечатания и известна, как дидахография Коменского Я.А.
Лучшим вариантом организации учебного процесса в этом случае является педагогическая система вида 1+2+4.
В качестве предметно ориентированных данных использованы априорно известные первоисточники по классам задач исследования операций и системного анализа. Разработка модулей проводилась с помощью языка гипертекстовой разметки HTML. Модули ориентированы на применение в системах компьютерного обучения (СКО). Средства навигации по учебному материалу реализованы таким образом, чтобы они были интуитивно понятными пользователям. Объемные текстовые и графические блоки разбиты на небольшие легко обозримые фрагменты. Применялась технология разделяемых единиц контента (ТРЕК). Электронные учебные модули (ЭУМ) в виде комплексов электронных учебных курсов (ЭУК) ориентированы на использование для организации программно-управляемых учебных процессов.

Сведения об авторах

Konstantin Vladimirovich Peskov, МИРЭА – Российский технологический университет

магистр, аспирант кафедры инструментального и прикладного программного обеспечения

Viсtor Mikhailovich Panchenko, МИРЭА – Российский технологический университет

профессор кафедры инструментального и прикладного программного обеспечения, кандидат технических наук, профессор

Литература

[1] Norenkov I.P. Shareablecontent units technologies for education environment. InformacionnyeTehnologii = Information Technologies. 2003; (8):34-39. (In Russ.)
[2] Norenkov I.P., ZiminA.M. Informacionnye tehnologii v obrazovanii [Information Technologiesin Education]. Moscow: BMSTU Publ.; 2004. (In Russ.)
[3] Panchenko V.M. Komp'juternyetehnologii sistemy obuchenija. Tehnologija razdeljaemyh edinic kontenta vsisteme programm edinichnyh jeksperimentov [Computer Technologies of theTraining System. Shared Content Units Technology in a Single Experiment ProgramSystem]. Moscow: MIREA; 2009. (In Russ.)
[4] Wentzel E.S. OperationsResearch: Objectives, Principles, Methodology. Moscow:Nauka Publ., 1988. (In Russ.)
[5] Kudryavtsev E.M. Issledovanyeoperatsiy v zadachakh, alhorytmakh i prohrammakh [Research of operations inproblems, algorithms and programs]. M.: Radio i svyaz; 1984. (In Russ.)
[6] Bashmakov A.I.,Bashmakov I.A. Razrabotka komp'juternyh uchebnikov i obuchajushhih sistem[Designing of computer textbook and training system]. M.: "Filin"Publ.; 2003. (In Russ.)
[7] Ivanova G.S. Tekhnologiyaprogrammirovaniya [Technology of programming]. Moscow: BMSTU Publ.; 2002. (In Russ.)
[8] BespalkoV.P. Osnovy teoriipedagogicheskih sistem: Problemy i metody psihologo-pedagogicheskogoobespechenija tehnicheskih obuchajushhih sistem [Fundamentals of the theory of pedagogical systems:Problems and methods of psychological and pedagogical support of technicaltraining systems]. Voronezh: VSU Publ.; 1977. (In Russ.)
[9] BespalkoV.P. Obrazovanie i obuchenie s uchastiem komp'juterov (pedagogika tret'egotysjacheletija) [Education and Training with the Participation of Computers(Pedagogy of the Third Millennium)]. Moscow, MPSI Publ.; 2002. (In Russ.)
[10] PanchenkoV.M. Teorija sistem. Metodologicheskie osnovy [Systems Theory.Methodological Framework]. Moscow: MIREA; 2005. (In Russ.)
[11] Klir G.J.,Elias D. Architecture of Systems Problem Solving. IFSR International Serieson Systems Science and Engineering book series. 2003; 21:1-338. Springer,Boston, MA. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4419-9224-6
[12] KukhtenkoA.I. General Theory of Systems. In: Glushkov V. M. (ed.) Encyclopedia ofCybernetics. 1974; 2:335-339. Naukova Dumka, Kiev. (In Russ.)
[13] Bespalko V.P. Prirodosoobraznayapedagogika [Nature Conformably Pedagogy]. M.: Narodnoe obrazovanie; 2008.(In Russ.)
[14] Maloshonok N. How Usingthe Internet and Multimedia Technology in the Learning Process Correlates withStudent Engagement. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2016; 4:59-83. (In Russ.) (In Eng.) DOI: 10.17323/1814-9545-2016-4-59-83
[15] Semenov A. Informationand Communication Technologies in Schools: A Handbook for Teachers or How ICTCan Create New, Open Learning Environments. Division of Higher Education,UNESCO; 2005. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000139028(accessed 07.12.2019). (In Eng.)
[16] Solomatin N.M. Informatsionnyesemanticheskie sistemy [Information Semantic Systems]. Moscow, Vysshayashkola; 1989. (In Russ.)
[17] Peskov K.V., VostrikovaA.P., Panchenko V.M. Formation of an electronic module using the example of agiven class of ordering and coordination problems. In: Proceedings of theInternational Conference on Science, Education and Innovation. Sterlitamak,AMI; 2017. p. 93-99. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29713432(accessed 07.12.2019). (In Russ.)
[18] Panchenko V.M.,Zakoryukin V.B., Komarov A.I., Tychinin E.V., Bondar A.V. Sbor i ocenivaniedeyatel'nosti obuchaemyh po dannym programm edinichnyh eksperimentov[Collection and evaluation of trainees' activities according to the data ofsingle experiment programs]. In: Proceedings of the 57th Conference on MIREA.Moscow, MIREA; 2008. p. 63-67. (In Russ.)
[19] Komarov A.I., PanchenkoV.M. Informational Tecnological Basis of Open Educational Systems. Informationand Telecommunications Technology. 2013; (20):66-74. Available at:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21228937 (accessed 07.12.2019). (In Russ.,abstract in Eng.)
[20] O'Droma M.S., GanchevI., McDonnell F. Architectural and functional designand evaluation of e-learning VUIS based on the proposed IEEE LTSA referencemodel. The Internet and Higher Education. 2003; 6(3):263-276. (In Eng.) DOI:https://doi.org/10.1016/S1096-7516(03)00045-9
[21] Komarov A.I., Panchenko V.M. Software complex for supporting interactiveeducation process with opportunity of students identification. Sovremennyeinformacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern InformationTechnologies and IT-Education. 2016; 12(3-1):82-89. Available at:https://elibrary.ru/item.asp?id=27411978 (accessed 07.12.2019). (In Russ.,abstract in Eng.)
[22] Nechaev V.V., PanchenkoV.M., Komarov A.I. Methodological aspects and technologies for supportinginteractivity in e-learning systems. InternationalJournal of Open Information Technologies. 2014;2(1):17-22. Available at:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21019894 (accessed 07.12.2019). (In Russ.,abstract in Eng.)
[23] Komarov A.I., Panchenko V.M., Nechaev V.V. Rol' sistemy dannyhi znaniĭ v obespechenii IT-obrazovanija [Role of the data andknowledge system in providing it education]. Sovremennyeinformacionnye tehnologii i IT-obrazovanie= Modern Information Technologies and IT-Education. 2014;(10):116-125. Available at:https://www.elibrary.r u/item.asp?id=23020624 (accessed 07.12.2019). (In Russ.)
[24] Nechaev V.V., PanchenkoV.M., Komarov A.I. Didactic formalization of modern systems of education:features and models. Otkrytoe Obrazovanie = Open Education. 2010;(6):49-57. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15549106 (accessed07.12.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
[25] Nechaev V.V., PanchenkoV.M., Komarov A.I. Interdisciplinary "System-Forming" Basis ofEducational Process Organization According to Studies Direction. OtkrytoeObrazovanie = Open Education. 2012; (5):70-77. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18359809(accessed 07.12.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
Опубликована
2020-05-25
Как цитировать
PESKOV, Konstantin Vladimirovich; PANCHENKO, Viсtor Mikhailovich. Особенности организации E-learning познавательных процессов с учётом требований дидахографии. Международный научный журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образование», [S.l.], v. 16, n. 1, p. 198-206, may 2020. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/631>. Дата доступа: 30 oct. 2020
Раздел
E-learning, информационные технологии в образовании