"Цифровой семестр 2020" в вузах России и ФРГ: сравнительный анализ

  • Boris Anatolyevich Burnyashov Российский государственный университет правосудия; Кубанский государственный университет http://orcid.org/0000-0001-5033-4795

Аннотация

Разразившаяся весною 2020 года всемирная пандемии коронавируса вынудила учреждения высшего образования почти всех стран мира перейти на некоторое время исключительно на дистанционное обучение. В немецкоязычной научной педагогической литературе этот период получил название  "цифровой семестр 2020".
Цель исследования – изучение и сравнение актуализированных в период "цифрового семестра 2020" практик обеспечения дистанционного обучения электронной информационно-образовательной средой учреждений (далее – ЭИОС) высшего образования России и Германии.
В исследовании использованы методы сопоставления и анализа актуальных практик сорока крупнейших образовательных организаций высшего образования России и Германии, осмысления и интерпретации обширного фактического материала, включающего в себя внутренние нормативные акты и регламенты немецких и российских университетов, а также информацию их официальных сайтов. В ходе исследования проведено онлайн-анкетирование 60 студентов Кубанского государственного университета на предмет их удовлетворённости качеством онлайн-обучения в период пандемии.    
В статье  определены проблемные аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий и перехода работы учреждений высшего образования в режим онлайн-работы. Обоснована необходимость проведения комплекса мер по переходу российских вузов на отечественные информационно-технологические инструменты онлайн-обучения. Обоснована необходимость дальнейшего совершенствования компетенций российских педагогов в области владения дидактикой и инструментами электронного обучения. 
Перспективы исследования заключаются в более детальном изучении аргументов "за" и "против" ведения определенных курсов в цифровой форме в долгосрочной перспективе – либо в качестве дополнения, либо в качестве замены для очных учебных мероприятий.
Статья может быть интересна работникам вузов, обеспечивающим функционирование ЭИОС, преподавателям, применяющим смешанную форму обучения, организаторам и преподавателям онлайн-обучения, исследователям электронного обучения.

Сведения об авторе

Boris Anatolyevich Burnyashov, Российский государственный университет правосудия; Кубанский государственный университет

доцент кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Северо-Кавказского филиала; доцент кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования, доцент, кандидат педагогических наук

Опубликована
2020-09-30
Как цитировать
BURNYASHOV, Boris Anatolyevich. "Цифровой семестр 2020" в вузах России и ФРГ: сравнительный анализ. Международный научный журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образование», [S.l.], v. 16, n. 2, sep. 2020. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/634>. Дата доступа: 02 dec. 2020
Раздел
E-learning, информационные технологии в образовании