"Цифровой семестр 2020" в вузах России и ФРГ: сравнительный анализ
Аннотация
Разразившаяся весною 2020 года всемирная пандемии коронавируса вынудила учреждения высшего образования почти всех стран мира перейти на некоторое время исключительно на дистанционное обучение. В немецкоязычной научной педагогической литературе этот период получил название "цифровой семестр 2020".
Цель исследования – изучение и сравнение актуализированных в период "цифрового семестра 2020" практик обеспечения дистанционного обучения электронной информационно-образовательной средой учреждений (далее – ЭИОС) высшего образования России и Германии.
В исследовании использованы методы сопоставления и анализа актуальных практик сорока крупнейших образовательных организаций высшего образования России и Германии, осмысления и интерпретации обширного фактического материала, включающего в себя внутренние нормативные акты и регламенты немецких и российских университетов, а также информацию их официальных сайтов. В ходе исследования проведено онлайн-анкетирование 60 студентов Кубанского государственного университета на предмет их удовлетворённости качеством онлайн-обучения в период пандемии.
В статье определены проблемные аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий и перехода работы учреждений высшего образования в режим онлайн-работы. Обоснована необходимость проведения комплекса мер по переходу российских вузов на отечественные информационно-технологические инструменты онлайн-обучения. Обоснована необходимость дальнейшего совершенствования компетенций российских педагогов в области владения дидактикой и инструментами электронного обучения.
Перспективы исследования заключаются в более детальном изучении аргументов "за" и "против" ведения определенных курсов в цифровой форме в долгосрочной перспективе – либо в качестве дополнения, либо в качестве замены для очных учебных мероприятий.
Статья может быть интересна работникам вузов, обеспечивающим функционирование ЭИОС, преподавателям, применяющим смешанную форму обучения, организаторам и преподавателям онлайн-обучения, исследователям электронного обучения.
Литература
[2] Basilaia G., Kvavadze D. Transition to Online Education in Schools during a SARS-CoV-2 Coronavirus (COVID-19) Pandemic in Georgia. Pedagogical Research. 2020; 5(4):em0060. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.29333/pr/7937
[3] Ahmady S., Shahbazi S., Heidari M. Transition to Virtual Learning During the Coronavirus Disease–2019 Crisis in Iran: Opportunity Or Challenge? Disaster Medicine and Public Health Preparedness. 2020; 14(3):E11-E12. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1017/dmp.2020.142
[4] Viner R.M., Russell S.J., Croker H., et al. School closure and management practices during coronavirus outbreaks including COVID-19: a rapid systematic review. The Lancet Child & Adolescent Health. 2020; 4(5):397-404. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/S2352-4642(20)30095-X
[5] Kosova Ye.A., Dyulicheva Yu.Yu. Experience in Teaching Mathematical Disciplines Using E-learning and Distance Learning Technologies during the COVID-19 Pandemic. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2020; 16(1):207-223. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.16.202001.207-223
[6] Burnyashov B.A. Jelektronnaja informacionno-obrazovatel'naja sreda uchrezhdenija vysshego obrazovanija [Electronic information and educational environment of higher education institution]. Krasnodar, UIM Publ.; 2017. (In Russ.)
[7] Kergel D., Heidkamp-Kergel B. E-Learning, E-Didaktik und digitales Lernen. Springer Fachmedien Wiesbaden GmbH, ein Teil von Springer Nature; 2020. (In German) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-658-28277-6
[8] Jungermann I., Wannemacher K., Scholz J., Tercanli H., von Villiez A. Digitale Lernszenarien im Hochschulbereich. Berlin: Hochschulforum Digitalisierung; 2016. (In German)
[9] Kaup S., Jain R., Shivalli S., Pandey S., Kaup S. Sustaining academics during COVID-19 pandemic: The role of online teaching-learning. Indian Journal of Ophthalmology. 2020; 68(6):1220-1221. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.4103/ijo.IJO_1241_20
[10] Rapanta C., Botturi L., Goodyear P., Guàrdia L., Koole M. Online University Teaching During and After the Covid-19 Crisis: Refocusing Teacher Presence and Learning Activity. Postdigital Science and Education. 2020; 2(3):923-945. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/s42438-020-00155-y
[11] Mishra L., Gupta T., Shree A. Online teaching-learning in higher education during lockdown period of COVID-19 pandemic. International Journal of Educational Research Open. 2020; 1:100012. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2020.100012
[12] Dreyer M. Datenanhang zur Umfrage zu den Angeboten für Digitale Lehre an Hochschulen im Juni 2020 durch den ZKI-Arbeitskreis Strategie & Organisation und die AMH (Version 1). Zenodo. 2020. (In German) DOI: http://doi.org/10.5281/zenodo.3911623
[13] Grigat F. Universities underestimate the dangers. Forschung & Lehre. 20.12.2019. (In Eng.)
[14] Klimov A.A., Zarechkin E.Yu., Kupriyanovsky V.P. On the Digital Ecosystem of a Modern University. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2019; 15(4):815-824. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.15.201904.815-824
[15] Ally M. Competency Profile of the Digital and Online Teacher in Future Education. The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2019; 20(2). (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.19173/irrodl.v20i2.4206
[16] Diehl W.C. Online instructor and teaching competencies: Further Analysis of the 2016 Literature Review for Quality Matters. Quality Matters; 2018. (In Eng.)
[17] Vlasov D.V. The Role of Teacher’s Personality in Learning Motivation of Students Working in E-learning. Open Education. 2014; 2(103):29-33. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-2(103-29-33
[18] Zheng F., Khan N.A., Hussain S. The COVID 19 pandemic and digital higher education: Exploring the impact of proactive personality on social capital through internet self-efficacy and online interaction quality. Children and Youth Services Review. 2020; 119:105694. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105694
[19] Scheer A.-W. Industry 4.0: From Vision to Implementation. August-Wilhelm Scheer Institute for Digital Products and Processes, Scheer GMBH, Saarbruecken, Germany; 2015. (In Eng.)
[20] Rose E. Beyond Social Presence: Facelessness and the Ethics of Asynchronous Online Education. McGill Journal of Education / Revue des sciences de l'éducation de McGill. 2017; 52(1):17-32. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.7202/1040802ar
[21] Kayser I., Merz T. Lone Wolves in Distance Learning? An Empirical Analysis of the Tendency to Communicate Within Student Groups. International Journal of Mobile and Blended Learning. 2020; 12(1):82-83. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.4018/IJMBL.2020010106
[22] de Oliveira A.F.J., Samara A.de L., Abrantes de Lima, Cidade P.I.M., Nobre C.B., Neto M.L.R. Impact Of Sars-Cov-2 And Its Reverberation In Global Higher Education And Mental Health. Psychiatry Research. 2020; 288:112977. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.112977
[23] Sahu P. Closure of Universities Due to Coronavirus Disease 2019 (COVID-19): Impact on Education and Mental Health of Students and Academic Staff. Cureus. 2020; 12(4):e7541. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.7759/cureus.7541
[24] Zhai Yu., Du X. Mental health care for international Chinese students affected by the COVID-19 outbreak. The Lancet Psychiatry. 2020; 7(4):e22. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/S2215-0366(20)30089-4
[25] Galea S., Merchant R.M., Lurie N. The Mental Health Consequences of COVID-19 and Physical Distancing: The Need for Prevention and Early Intervention. JAMA Internal Medicine. 2020; 180(6):817-818. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1001/jamainternmed.2020.1562
[26] Bozkurt A., Sharma R.C. Emergency remote teaching in a time of global crisis due to CoronaVirus pandemic. Asian Journal of Distance Education. 2020; 15(1):i-vi. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.5281/zenodo.3778083
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.