Методика преподавания дисциплины "Практикум по ИТ-менеджменту"

Аннотация

Статья посвящена представлению и анализу инновационной методики преподавания ИТ-дисциплины. Рассматриваются цели, содержание, методы и средства преподавания дисциплины "Практикум по ИТ-менеджменту", применяемые и развиваемые на протяжении ряда лет в Финансовом университете в департаменте бизнес-информатики, направленные на достижение заявленных целей дисциплины. Примененные методические инновации в преподавании дисциплины "Практикум по ИТ-менеджменту" можно разделить на два типа: инновации в содержательную часть дисциплины, включая тематический план дисциплины, содержание аудиторных практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов и т.д., а также инновации в методику преподавания дисциплины. Инновации первого типа базируются на архитектурном подходе, который представлен в учебной методологии управления архитектурой предприятия, которая, в свою очередь, является адаптацией метода разработки архитектуры Architecture Development Method, представленного в архитектурном фреймворке TOGAF, а также подходах к анализу и проектированию системы управления ИТ. Инновации второго типа основаны на комплексном встраивании в методику преподавания дисциплины проектного подхода, кейс-метода, адаптивного кейс-менеджмента, а также методов дизайн-мышления. В статье демонстрируется основные направления применения указанных подходов в процессе преподавания дисциплины и руководства студенческими учебными проектами по трансформации бизнеса. Анализ многолетнего опыта преподавания дисциплины, позволил выявить ряд проблем формирования кейса по трансформации бизнеса на основе применения информационных технологий в форме учебного проекта, выполняемого командой студентов. Для устранения указанных проблем в течение ряда лет были с разным успехом апробированы различные образовательные приемы. Анализ результатов применения опробованных способов решения указанных проблем позволил выявить наиболее эффективные из них, которые представлены в статье. Проведенный в рамках данного исследования анализ позволил выявить, какие методические приемы позволяют достичь заявленных целей дисциплины.

Сведения об авторе

Tatiana Evgenevna Tochilkina, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

доцент департамента бизнес-информатики, кандидат технических наук, доцент

Литература

[1] Tochilkina T.E. Experience of Teaching Information Technology in High School on the Example of the Discipline "Practicum on IT Management". In: Grinshkun V.V. (ed.) Proceedings of the International scientific conference on Informatization of Continuing Education - 2018 (ICE-2018). 2018; 1:505-509. RUDN Publ., Moscow. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37616300 (accessed 15.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[2] Vasilieva E.V. Developing the Creative Abilities and Competencies of Future Digital Professionals. Automatic Documentation and Mathematical Linguistic. 2018; 52(5):248-256. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.3103/S0005105518050060
[3] Rahimi F., Gøtze J., Møller C. Enterprise Architecture Management: Toward a Taxonomy of Applications. Communications of the Association for Information Systems. 2017. 40(1):7. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.17705/1CAIS.04007
[4] Finkelstein C. Information Engineering Methodology. In: Bernus P., Mertins K., Schmidt G. (ed.) Handbook on Architectures of Information Systems. International Handbooks on Information Systems. Springer, Berlin, Heidelberg; 1998. p. 459-483. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/3-540-26661-5_19
[5] Lankhorst M.M., Proper H.A., Jonkers H. The Anatomy of the ArchiMate Language. International Journal of Information System Modeling and Design. 2010; 1(1):1-32. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.4018/jismd.2010092301
[6] Zelenkov Yu.A. Service-Oriented Model of IT Division of Large Organization. Bulletin of South Ural State University, Series: Computer Technologies, Automatic Control & Radioelectronics. 2013; 13(3):37-45. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20276703 (accessed 15.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[7] Eikebrokk T.R., Iden J. ITIL Implementation: The Role of ITIL Software and Project Quality. In: 2012 23rd International Workshop on Database and Expert Systems Applications. Vienna, Austria; 2012. p. 60-64. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1109/DEXA.2012.17
[8] Akershoek R. IT4IT for Managing the Business of IT - A Management Guide. Van Haren Publishing; 2016. (In Eng.)
[9] Amorim A.C., da Silva M.M., Pereira R., Gonçalves M. Using agile methodologies for adopting COBIT. Information Systems. 2020; 101496. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.is.2020.101496
[10] Vasilieva E.V., Tochilkina T.E. Synergy of design thinking and process transformation approaches. Upravlenie. 2020; 8(1):83-93. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2020-1-83-93
[11] Vagina M.V. Using case study as an educational technology. Vestnik Severo-Zapadnogo otdelenija Rossijskoj akademii obrazovanija = Vestnik of North-West Branch of the Russian Academy of Education. 2013; (1):16-18. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29390789 (accessed 15.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[12] Ertel C., Solomon L.K. Moments of Impact: How to Design Strategic Conversations That Accelerate Change. Simon & Schuster, NY; 2014. (In Eng.)
[13] Glukhova T.V., Danilova P.A. Modern Trends of Business Process Management Systems. Ogarev-online. 2019; (7):7. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39195635 (accessed 15.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[14] Zelenkov Yu.A. On measurement of efficiency of business processes and their supporting information systems. Large-Scale Systems Control. 2013; (41):146-161. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20363610 (accessed 15.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[15] Lyytinen K., Newman M. Explaining information systems change: a punctuated socio-technical change model. European Journal of Information Systems. 2008; 17(6):589-613. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1057/ejis.2008.50
[16] Fedotova A.V., Tabakov V.V., Ovsyannikov M.V., Bruening J. Ontological Modeling for Industrial Enterprise Engineering. In: Abraham A., Kovalev S., Tarassov V., Snasel V., Sukhanov A. (ed.) Proceedings of the Third International Scientific Conference “Intelligent Information Technologies for Industry” (IITI’18). IITI'18 2018. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019; 874:182-189. Springer, Cham. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-01818-4_18
[17] Tochilkina T.E. Analysis of the practice of using Archi in business engineering training projects. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika = Scientific Review: Theory and Practice. 2015; (21):362-367. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25602607 (accessed 15.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[18] Tochilkina T.E. Innovations in Teaching IT-discipline: Experience Analysis. In: Strategicheskie orientiry razvitija vysshej shkoly: sbornik nauchnyh trudov uchastnikov nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii [Strategic guidelines for the development of higher education. Proceedings of the national scientific and practical conference]. KnoRus, Moscow; 2019. p. 122-130. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41303503 (accessed 15.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[19] Gasparian M.S., Telnov Yu.F. Designing educational programs based on the digital repository. Uchenye zapiski ISGZ = Scientific notes of ISGP. 2019; 17(1):135-140. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37528767 (accessed 15.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[20] Gumenyuk N.V. Conceptual principles of optimizing the enterprise activity on the basis of the architectural approach. Vestnik of Institute of Economic Research. 2018; (3):65-73. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36688676 (accessed 15.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)
[21] Liedtka J., Ogilvie T. Designing for Growth: A Design Thinking Toolkit for Managers. Columbia Business School Publishing, New York; 2011. (In Eng.)
[22] Osterwalder A., Pigneur Y. An ontology for e-Business models. In: Currie E.L. (ed.) Value Creation from E-Business Models. Butterworth-Heinemann; 2004. p. 65-97. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/B978-075066140-9/50006-0
[23] Stepich D.A., Ertmer P.A., Lane M.M. Problem-solving in a case-based course: Strategies for facilitating coached expertise. Educational Technology Research and Development. 2001; 49(3):53-67. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/BF02504915
[24] Sykes G., Bird T. Teacher Education and the Case Idea. Review of Research in Education. 1992; 18:457-521. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.2307/1167305
[25] Allen B.S., Otto R.G., Hoffman B. Casebased learning: Contexts and communities. In: Tobias S., Fletcher D. (ed.) Training and retraining: A handbook for business, industry, government, and the military. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall; 2000. p. 443-471. (In Eng.)
Опубликована
2020-11-30
Как цитировать
TOCHILKINA, Tatiana Evgenevna. Методика преподавания дисциплины "Практикум по ИТ-менеджменту". Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 16, n. 3, p. 730-744, nov. 2020. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/688>. Дата доступа: 26 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.16.202003.730-744.
Раздел
ИТ-образование: методология, методическое обеспечение