Адаптация гибридной интеллектуальной обучающей среды с подкреплением

  • Pavel Dmitrievich Basalin Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского http://orcid.org/0000-0003-4703-6687
  • Dmitrii Alexandrovich Kulikov Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского http://orcid.org/0000-0002-9661-9056
  • Yuliya Vladimirovna Maskina Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского http://orcid.org/0000-0003-0567-8227

Аннотация

Обучение рассматривается как процесс взаимодействия двух сторон. Одной стороной является виртуальный преподаватель - интеллектуальная обучающая среда, аккумулирующая в своей базе знаний дидактически и методически структурированный материал изучаемой дисциплины для передачи его обучаемому. Другой стороной является обучаемый, "погруженный" своим сознанием в обучающую среду и активно воспринимающий передаваемый ему материал, т.е. не просто укладывающий его в своем сознании (памяти), но и способствующий рациональной организации процесса обучения.
Излагаются принципы организации гибридной интеллектуальной обучающей среды, интегрирующей в себе модели, основанные на знаниях продукционного типа, и нейросетевые технологии принятия решений, направленные на реализацию двух стратегий обучения: стратегии самонавигации обучаемого по материалу дисциплины и стратегии его полного подчинения интеллекту обучающей среды. Это способствует поддержанию активной роли обучаемого в формировании сценария обучения и облегчает решение проблем адаптации интеллектуальной обучающей среды к индивидуальным особенностям обучаемого, не просто адаптации с подкреплением, но и в определенной степени с учителем, в роли которого выступает обучаемый.

Сведения об авторах

Pavel Dmitrievich Basalin, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

доцент кафедры информатики и автоматизации научных исследований, Институт информационных технологий, математики и механики, кандидат технических наук, доцент

Dmitrii Alexandrovich Kulikov, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

студент кафедры информатики и автоматизации научных исследований, Институт информационных технологий, математики и механики

Yuliya Vladimirovna Maskina, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

студент кафедры информатики и автоматизации научных исследований, Институт информационных технологий, математики и механики

Опубликована
2020-11-30
Как цитировать
BASALIN, Pavel Dmitrievich; KULIKOV, Dmitrii Alexandrovich; MASKINA, Yuliya Vladimirovna. Адаптация гибридной интеллектуальной обучающей среды с подкреплением. Международный научный журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образование», [S.l.], v. 16, n. 3, nov. 2020. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/692>. Дата доступа: 21 apr. 2021
Раздел
Образовательные ресурсы и лучшая практика ИТ-образования