Стратегии выбора действий в интеллектуальной обучающей среде с подкреплением
Аннотация
В рамках гибридной интеллектуальной обучающей среды рассматриваются стратегии выбора действий, направленных на реализацию событий, связанных с изучением фрагментов осваиваемого материала. Одна из них, так называемая примитивная стратегия, предполагает реализацию каждого очередного инициализированного события с наиболее компактного (наименее информативного) действия с переходами на действия более информативного плана до достижения запланированного уровня усвоения материала. В этом случае при реализации каждого очередного события не учитывается опыт реализации предыдущих событий, и процесс обучения может оказаться излишне громоздким.
Другая стратегия – адаптивная – направлена на использование в качестве исходного для реализации очередного события действия, на порядок менее емкого (по сравнению с итоговым действием предыдущего события).
Сформулирован ряд допущений, позволивший выработать набор правил, положенных в основу стратегии выбора действий в интеллектуальной обучающей среде (ИОС). Данный алгоритм благодаря обратной связи с обучаемым через рабочую память системы (матрицу состояний) реализует механизм с подкреплением – обучающая среда подстраивает своё поведение в зависимости от ответа внешней среды (обучаемого).
Литература
2.Basalin P.D., Timofeev A.E. The shell of a hybrid intellectual learning environment of a production type. Educational Technology & Society. 2018; 21(1):396-405. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32253182 (accessed 11.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
3.Basalin P.D., Kumagina E.A., Neumark E.A., Timofeev A.E., Fomina I.A., Chernyshova N.N. Ule-based Hybrid Intelligent Learning Environment Implementation. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2018; 14(1):256-267. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.14.201801.256-267
4.Basalin P.D., Bezruk K.V. Hybrid intellectual decision making support system architecture. Neurocomputers. 2012; (8):26-35. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17997728 (accessed 11.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
5.Basalin P.D., Timofeev A.E. Hybrid Itelligent Decision Support System Shell. Sistemy upravlenija i informacionnye tehnologii = Automation and Remote Control. 2018; (1):24-28. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32614303 (accessed 11.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
6.Basalin P.D., Belokrylov P.Yu., Plekhov A.S., Timofeev A.Ya, Yashunin D.A. Intellektual’nye obrazovatel’nye tehnologii v uchebnom processe [Intellectual educational technologies in the educational process]. Educational Technology & Society. 2019; 22(4):186-196. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41233714 (accessed 11.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
7.Basalin P.D., Timofeev А.E. Fuzzy Models for the Functioning of the Rule-Based Hybrid Intelligent Learning Environment. International Journal of Open Information Technologies. 2019; 7(2):49-55. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36915740 (accessed 11.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
8.Basalin P.D., Kulikov D.A., Maskina Yu.V. Adapting a Hybrid Intelligent Reinforcement Learning Environment. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2020; 16(3):788-798. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.16.202003.788-798
9.Svirina M.N. Content and structure of the distance course on the formation of the information and library system literacy of future musicians-teachers in the process of high school preparation. Musical Art and Education. 2020; (1):164-177. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31862/2309-1428-2020-8-1-164-177
10.Seregina E.A. The technology of distance learning as a way of obtaining higher education in Russia. Perspektivy nauki i obrazovania = Perspectives of Science and Education. 2018; (2):25-29. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32878983 (accessed 11.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
11.Babieva N.A., Klyuchenko T.I., Drescher J.N Distance library education in the era of globalization and information technologies: the experience and prospects. Scientific and Technical Libraries. 2018; (6):95-103. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35325014 (accessed 11.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
12.Starchikova I.Yu. Features of distance learning in the modern conditions of a Russian university: based on the materials of a survey of students. Perspektivy nauki i obrazovania = Perspectives of Science and Education. 2021; (2):103-117. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2021.2.7
13.Grunt E.V., Belyaeva E.A., Lissitsa S. Distance education during the pandemic: new challenges to Russian higher education. Perspektivy nauki i obrazovania = Perspectives of Science and Education. 2020; (5):45-58. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.3
14.Bekova S.K., Terentev E.A., Maloshonok N.G. Obrazovatel’noe neravenstvo v usloviyakh pandemii COVID‑19: svyaz’ sotsial’no-ekonomicheskogo polozheniya sem’i i opyta distantsionnogo obucheniya studentov [Educational Inequality and COVID‑19 Pandemic: Relationship between the Family Socio-Economic Status and Student Experience of Remote Learning]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2021; (1):74-92. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-74-92
15.Nazarov V.L., Zherdev D.V., Averbukh N.V. Shock digitalisation of education: The perception of participants of the educational process. The Education and Science Journal. 2021; 23(1):156-201. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-156-201
16.Lashmanova V.F. Educational services of the University and labor market needs. Perspektivy nauki i obrazovania = Perspectives of Science and Education. 2018; (3):59-62. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35204092 (accessed 11.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
17.Klyachko T.V., Semionova E.A., Tokareva G.S. School Staffing: Teachers’ Perceptions. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2020; (4):232-249. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-4-232-249
18.Rogozin D.M. Predstavleniya prepodavateley vuzov o budushchem distantsionnogo obrazovaniya [The Future of Distance Learning as Perceived by Faculty Members]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2021; (1):31-51. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-31-51
19.Suslova N.V. Opportunities and risks of distance format in music learning to schoolchildren. Musical Art and Education. 2020; 8(4):116-135. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31862/2309-1428-2020-8-4-116-135
20.Zakharova U.S., Vilkova K.A., Egorov G.V. Etomu nevozmozhno obuchit onlain: prikladnye spetsialnosti v usloviyakh pandemii [It Can’t Be Taught Online: Applied Sciences during the Pandemic]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2021; (1):115-137. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-115-137
21.Chernyshov S.A. Massive shift of schools towards distance learning in the estimates of a local pedagogical community. The Education and Science Journal. 2021; 23(3):131-155. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-3-131-155
22.Noskova T.N., Pavlova T.B., Yakovleva O.V. ICT Tools of Professional Teacher Activity: A Comparative Analysis of Russian and European Experience. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2018; 22(1):25-45. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.090.022.201801.025-045
23.Basalin P.D., Bezruk K.V., Radaeva M.V. Modeli i metody intellektual'noj podderzhki processov prinjatija reshenij [Models and methods of intellectual support of decision-making processes]. UNN Publ., Nizhny Novgorod; 2011. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19599513 (accessed 11.02.2021). (In Russ.)
24.Kuzenkov O.A., Zakharova I.V. Mathematical programs modernization based on Russian and international standards. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2018; 14(1):233-244. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.14.201801.233-244
25.Kuzenkov O. A., Kuzenkova G. V., Kiseleva T. P. Ispol'zovanie jelektronnyh sredstv obuchenija pri modernizacii kursa "Matematicheskoe modelirovanie processov otbora" [The use of electronic learning tools in the modernization of the course "Mathematical modeling of selection processes"]. Educational Technology & Society. 2018; 21(1):435-448. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32253185 (accessed 11.02.2021). (In Russ.)
26.Kuzenkov O.A., Kuzenkova G.V., Kiseleva T.P. Komp'juternaja podderzhka uchebno-issledovatel'skih proektov v oblasti matematicheskogo modelirovanija processov otbora [Computer support of educational and research projects in the field of mathematical modeling of selection processes]. Educational Technology & Society. 2019; 22(1):152-163. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37037790 (accessed 11.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
27.Kuzenkov O., Kuzenkova G., Morozov A. Exploring evolutionary fitness in biological systems using machine learning methods. Entropy. 2021; 23(1):1-17. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.3390/e23010035
28.Gergel V.P., Gugina E.V., Kuzenkov O.A. Razrabotka obrazovatel'nogo standarta Nizhegorodskogo gosuniversiteta po napravleniju "Fundamental'naja informatika i informacionnye tehnologii" [Development of the educational standard of the Nizhny Novgorod State University in the direction of "Fundamental Informatics and information technologies"]. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2010; 6(1):51-60. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24172758 (accessed 11.02.2021). (In Russ.)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.