МедиаВики в качестве инструмента для создания модели цифрового университета

Аннотация

Статья посвящена программному продукту МедиаВики (MediaWiki), предлагаемому авторами статьи для использования в качестве платформы при создании программно-технологического ядра "цифрового факультета", являющегося в свою очередь типовым элементом для построения системы "цифрового университета". Модель, рассматриваемая в статье, предлагается авторами в качестве комплексного решения задачи цифровой трансформации в области образования. Программный комплекс МедиаВики, дополненный программными продуктами отечественной разработки и продуктами с открытым кодом, по мнению авторов статьи, позволит эффективно решить задачу управления информационными потоками в образовательном процессе. В статье описан опыт создания типовых вики-систем факультетов и научных школ Московского университета и их использования в качестве центральных элементов цифровой трансформации подразделений университета. Речь в статье идёт о создании сетевого инструмента, обеспечивающего управление информационными цифровыми потоками, формирующимися между обучающими и обучаемыми в ходе образовательного процесса, а также разработке системы правил взаимодействия участников образовательного процесса в цифровой среде, формирующих условия для успешного развития системы. В настоящее время проводится опытная эксплуатация трёх систем, созданных специалистами факультета ВМК в рамках межфакультетских соглашений с юридическим факультетом и филиалом МГУ в Севастополе. Построение системы ведётся с учётом опыта, приобретённого авторами в ходе проведения межфакультетского курса "Введение в Википедию".

Сведения об авторах

Anatoly Viktorovich Gulyaev, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

доцент кафедры суперкомпьютеров и квантовой информатики, заведующий лабораторией программного обеспечения вычислительного практикума, факультет вычислительной математики и кибернетики, кандидат физико-математических наук

Alexander Sergeevich Bubnov, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

программист лаборатории программного оборудования, факультет вычислительной математики и кибернетики

Eugeny Naumovich Raevsky, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

ведущий программист лаборатории программного обеспечения вычислительного практикума, факультет вычислительной математики и кибернетики

Литература

1.Leuf B., Cunningham W. The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web. Addison-Wesley Professional; 2001. (In Eng.)
2.Sandkuhl K., Lehmann H. Digital Transformation in Higher Education – The Role of Enterprise Architectures and Portals. In: A. Rossmann, A. Zimmermann (Eds.). Digital Enterprise Computing (DEC 2017). Lecture Notes in Informatics (LNI). Gesellschaft für Informatik, Bonn; 2017. p. 49-60. Available at: https://dl.gi.de/handle/20.500.12116/119 (accessed 02.03.2021). (In Eng.)
3.Doroshenko T.N., Kalpinskaya O.E., Makarova E.A. Digital University Models in the Process of Modern Transformation of Higher Education. Proceedings of International Scientific and Practical Conference "Russia 2020 – a new reality: economy and society" (ISPCR 2020). Atlantis Press; 2021. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.210222.071
4.Asadi S., Ghafghazi S., Jamali H.R. Motivating and discouraging factors for Wikipedians: the case study of Persian Wikipedia. Library Review. 2013; 62(4/5):237-252. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1108/LR-10-2012-0114
5.Shestakov V.K. Razrabotka i soprovozhdenie informacionnyh sistem, bazirujushhihsja na ontologii i Wiki-tehnologii [Development and maintenance of information systems based on ontology and Wiki-technology]. Proceedings of the 13th All-Russian Scientific Conference "Digital libraries: Advanced Methods and Technologies, Digital Collections (RCDL'2011)". Voronezh, Russia; 2011. p. 299-306. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21147045 (accessed 02.03.2021). (In Russ.)
6.Petkovics I., Tumbas P., Matković P., Baracskai Z. Cloud Computing Support to University Business Processes in External Collaboration. Acta Polytechnica Hungarica. 2014; 11(3):181-200. Available at: http://acta.uni-obuda.hu/Petkovics_Tumbas_Matkovic_Baracskai_49.pdf (accessed 02.03.2021). (In Eng.)
7.Konieczny P. Wikis and Wikipedia as a Teaching Tool. International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2007; 4(1):15-34. Available at: http://www.itdl.org/Journal/Jan_07/article02.htm (accessed 02.03.2021). (In Eng.)
8.Golitsyna I.N. Wiki technology for organization learning activity. School Technologies. 2014; (4):108-114. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22284607 (accessed 02.03.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
9.Rogushina Yu.V. Vnedrenie sovremennyh Internet-tehnologij v obrazovatel'nyj process [Implementation of modern Internet technologies in the educational process]. Educational Technology & Society. 2008; 11(3):375-381. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11584845 (accessed 02.03.2021). (In Russ.)
10.Gulyaev A.V., Raevsky E.N. Perspektivy sozdanija Viki-sistem v sfere obrazovanija (na primere Vikipedii fakul'teta vychislitel'noj matematiki i kibernetiki MGU) [Prospects for the creation of Wiki systems in education (on the example of Wikipedia, Faculty of Computational Mathematics and Cybernetics, Moscow State University)]. Lomonosov Readings-2020. Section of Computational Mathematics and Cybernetics. MAKS Press, Moscow; 2020. p. 66-67. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45745546 (accessed 02.03.2021). (In Russ.)
11.Rogushina Yu.V. Processing of Wiki Resource Semantics on Base of Ontological Analysis. Open Semantic Technologies for Intelligent System. 2018; (8):159-163. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32704431 (accessed 02.03.2021). (In Eng.)
12.Kolodin M.Yu. Metaproperties of Wiki-formatting and web-engines. SPIIRAS Proceedings. 2009; (11):234-242. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15512738 (accessed 02.03.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
13.Chen P., Song J., Zhao M., Song L. Building Discipline Knowledge Repository Based on Wiki Technology. 2018 9th International Conference on Information Technology in Medicine and Education (ITME). IEEE, Hangzhou, China; 2018. p. 407-410. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1109/ITME.2018.00097
14.Kawamoto K., Mase M., Kitamura Y., Tijerino Y. Semantic Wiki Where Human and Agents Collaborate. 2008 IEEE/WIC/ACM International Conference on Web Intelligence and Intelligent Agent Technology. IEEE, Sydney, NSW, Australia; 2008. p. 147-151. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1109/WIIAT.2008.240
15.Astrakhantsev N. Automatic term acquisition from domainspecific text collection by using Wikipedia. Proceedings of the Institute for System Programming of the RAS. 2014; 26(4):7-20. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.15514/ISPRAS-2014-26(4)-1
16.Veja C., Giurgiu M., Hagedorn G., Weber G. Semantic MediaWiki interoperability framework from a semantic social software perspective. 2010 9th International Symposium on Electronics and Telecommunications. IEEE, Timisoara, Romania; 2010. p. 403-406. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1109/ISETC.2010.5679307
17.Bryant S.L., Forte A., Bruckman A. Becoming Wikipedian: transformation of participation in a collaborative online encyclopedia. Proceedings of the 2005 international ACM SIGGROUP conference on Supporting group work (GROUP '05). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2005. p. 1-10. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/1099203.1099205
18.Callis K.L. et al. Improving Wikipedia: educational opportunity and professional responsibility. Trends in Ecology & Evolution. 2009; 24(4):177-179. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.tree.2009.01.003
19.Petrucco C., Ferranti C. Wikipedia as OER: the "Learning with Wikipedia" project. Journal of E-Learning and Knowledge Society. 2020; 16(4):38-45. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.20368/1971-8829/1135322
20.Blikstad-Balas M. "You get what you need": A study of students’ attitudes towards using Wikipedia when doing school assignments. Scandinavian Journal of Educational Research. 2016; 60(6):594-608. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/00313831.2015.1066428
21.Cope B., Kalantzis M., Abd-El-Khalick F., Bagley E. Science in Writing: Learning Scientific Argument in Principle and Practice. E-Learning and Digital Media. 2013; 10(4):420-441. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.2304/elea.2013.10.4.420
22.Fallis D. Toward an epistemology of Wikipedia. Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2008; 59(10):1662-1674. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1002/asi.20870
23.Fischer L., Hilton III J., Robinson J., Wiley D. A multi-institutional study of the impact of open textbook adoption on the learning outcomes of post-secondary students. Journal of Interactive Media in Education. 2015; 27(3):159-172. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/s12528-015-9101-x
24.Garrison J.C. Instructor and peer influence on college student use and perceptions of Wikipedia. The Electronic Library. 2018; 36(2):237-257. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1108/EL-02-2017-0034
25.Yaari E., Baruchson-Arbib S., Bar-Ilan J. Information quality assessment of community generated content: A user study of Wikipedia. Journal of Information Science. 2011; 37(5):487-498. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1177/0165551511416065
Опубликована
2021-04-15
Как цитировать
GULYAEV, Anatoly Viktorovich; BUBNOV, Alexander Sergeevich; RAEVSKY, Eugeny Naumovich. МедиаВики в качестве инструмента для создания модели цифрового университета. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 17, n. 1, p. 200-207, apr. 2021. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/736>. Дата доступа: 21 nov. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202101.736.
Раздел
E-learning, информационные технологии в образовании