Государственная политика, направленная на поддержание образования в условиях пандемии

  • Arkadiy Ilyich Urintsov Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова http://orcid.org/0000-0003-0273-5134
  • Olga Valentinovna Staroverova Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова http://orcid.org/0000-0003-2605-9417
  • Ekaterina Sergeevna Sviridova Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты Российской Федерации http://orcid.org/0000-0002-9257-8795
  • George Maksimovich Epifanov Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова http://orcid.org/0000-0001-7977-4401

Аннотация

В данной статье рассматривается влияние пандемии на систему образования как в Российской федерации, так и в мире. В статье рассматривается государственная политика, направленная на поддержание и развитие образования в сложных условиях пандемии и мирового кризиса. Рассмотрена государственная программа города Москвы "Развитие образования города Москвы", основные цели и задачи, которые были поставлены перед этой программой, а также проанализированы результаты, позволяющие судить о эффективности принятых мер.
Проанализирован доклад QS Quacquarelli Symonds, с темой "Влияние коронавируса на высшее образование в мире", в котором приняли участие более 11000 респондентов. Доклад определяет основные сложности и проблемы образования иностранных студентов, описывает причины, по которым возникают трудности. Рассмотрено влияние снижения академической активности на программы магистратуры. Описана роль партнерства и межвузовского взаимодействия. Проанализированы проблемы, оказывающие негативное влияние на качество образования, как с точки зрения преподавателя, слушателя и материального обеспечения образовательного учреждения.
Также рассмотрены лучшие практики российских университетов, таких как РЭУ имени Г.В. Плеханова, Томский государственный университет и Новосибирский государственный университет, которые смогли показать выдающиеся результаты в использовании методов и инструментов дистанционного образования. Описаны основные платформы, используемые университетами в онлайн образовании, такие как Moodle и DiSpace. Подведены основные результаты, достигнутые в Российской федерации в сфере образования по итогам 2020 года. Подытожены основные общие направления деятельности университетов, которые позволят обеспечить высокое качество образования и равенство в образовании.

Сведения об авторах

Arkadiy Ilyich Urintsov, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

заведующий кафедрой цифровой экономики, институт развития информационного общества, доктор экономических наук, профессор

Olga Valentinovna Staroverova, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

профессор кафедры цифровой экономики, институт развития информационного общества, доктор юридических наук, доцент

Ekaterina Sergeevna Sviridova, Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты Российской Федерации

ведущий эксперт

George Maksimovich Epifanov, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

магистрант факультета вычислительной математики и кибернетики

Литература

1. Urintsov A.I., Staroverova O.V. Some Tendencies in Society Informatization. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2016; (4):125-128. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26625459 (accessed 11.05.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
2. Urintsov A.I., Staroverova O.V., Pavlekovskaya I.V. Economical subject operational adaptation methods and tools analysis. Vestnik Moskovskogo Universiteta MVD Rossii = Vestnik of Moscow University of the Minisrty of Internal Affairs of Russia. 2015; (5):157-162. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23487645 (accessed 11.05.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
3. Kiryakova A.V., Kargapoltseva N.A., Belonovskaya I.D. Scientific and Pedagogical Projections of the Transformation of University Education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020; 29(8/9):155-167. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-155-167
4. Grechushkina N.V. Online Course: Application Models in the Educational Process. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2021; 30(4):120-130. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-120-130
5. Pavlekovskaya I., Urintsov A., Staroverova O., Nefedov Y. The Impact of Digital Transformation of the Russian Economy on Knowledge Management Processes. In: Ed. by E. Bolisani, E. Di Maria, E. Scarso. Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management (ECKM 2018). Academic Conferences Ltd, Padua; 2018. p. 677-684. (In Eng.)
6. Dneprovskaya N., Urintsov A., Komleva N., Staroverova O. Evaluation Indicators of Knowledge Management in the State Service. In: Ed. by E. Bolisani, E. Di Maria, E. Scarso. Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management (ECKM 2018). Academic Conferences Ltd, Padua; 2018. p. 182-189. (In Eng.)
7. Pavlekovskaya I.V., Staroverova O.V., Urintsov A.I. Influence of scientific and technical progress to the information society development. Vestnik jekonomicheskoj bezopasnosti = Vestnik of Academy of economic security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017; (3):212-217. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30075221 (accessed 11.05.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
8. Urintsov A.I., Staroverova O.V., Sviridova E.S. Mixed Education of Students ‒ A Perspective Vector of Traditional Training Development. Vestnik jekonomicheskoj bezopasnosti = Vestnik of Academy of economic security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018; (4):334-337. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.24411/2414-3995-2018-100068
9. Roshchina Y., Roshchin S., Rudakov V. Spros na massovye otkrytye onlayn-kursy (MOOC): opyt rossiyskogo obrazovaniya [The Demand for Massive Open Online Courses (MOOC): Evidence from Russian Education]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2018; (1):174-199. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-174-199
10. Dneprovskaya N., Shevtsova I., Bayaskalanova T., Lutoev I. Knowledge Management Methods in Online Course Development. In: Ed. by J. Novotná, A. Jancarik. Proceedings of the 15th European Conference on e-Learning (ECEL 2016). Academic Conferences Ltd, Prague; 2016. p. 159-165. (In Eng.)
11. Fominykh N.Yu., Enygin D.V., Afanasiev M.A., Bubenchikova A.V. Digital Economy Language. KnoRus; 2018. 132 p. (In Eng.)
12. Afanasev M., Dneprovskaya N., Kliachin M., Demidko D. Digital Transformation of the Knowledge Management Process. In: Ed. by E. Bolisani, E. Di Maria, E. Scarso. Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management (ECKM 2018). Academic Conferences Ltd, Padua; 2018. p. 1-8. (In Eng.)
13. Nefedov Y., Pavlekovskaya I., Afanasev M. Change in Knowledge Representation in the Digital Economy. In: Ed. by E. Bolisani, E. Di Maria, E. Scarso. Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management (ECKM 2018). Academic Conferences Ltd, Padua; 2018. p. 589-594. (In Eng.)
14. Kozelkov O.V. Distancionnoe obuchenie v vysshem obrazovanii: real'nost' i perspektivy [Distance Learning in Higher Education: Reality and Prospects]. Aktualnye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk = Actual Problems of the Humanities and Natural Sciences. 2017; (3-1):91-93. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28355956 (accessed 11.05.2021). (In Russ.)
15. Dneprovskaya N., Urintsov A., Komleva N., Staroverova O. Evaluation Indicators of Knowledge Management in the State Service. In: Ed. by E. Bolisani, E. Di Maria, E. Scarso. Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management (ECKM 2018). Academic Conferences Ltd, Padua; 2018. p. 182-189. (In Eng.)
16. Pavlekovskaya I., Urintsov A., Staroverova O., Nefedov Y. The Impact of Digital Transformation of the Russian Economy on Knowledge Management Processes. In: Ed. by E. Bolisani, E. Di Maria, E. Scarso. Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management (ECKM 2018). Academic Conferences Ltd, Padua; 2018. p. 677-684. (In Eng.)
17. Daneev O.V. Russia in the System of the Global Information Platforms: Risks and Prospects. Economics and Management: Problems, Solutions. 2018; 5(5):92-94. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35286652 (accessed 11.05.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
18. Daneev O.V. About the establishment of a new competence type for a graduate in digital economy. Sovremennaja matematika i koncepcii innovacionnogo matematicheskogo obrazovanija = Contemporary mathematics and the concepts of innovative mathematical education. 2018; 5(1):276-279. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35296644 (accessed 11.05.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
19. Komleva N., Dneprovskaya N., Vnukova T. Content Evaluation in Knowledge Management Systems. In: Ed. by E. Bolisani, E. Di Maria, E. Scarso. Proceedings of the 19th European Conference on Knowledge Management (ECKM 2018). Academic Conferences Ltd, Padua; 2018. p. 399-406. (In Eng.)
20. Sorokova M.G. E-Course as Blended Learning Digital Educational Resource in University. Psychological Science and Education. 2020; 25(1):36-50. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250104
21. Vainshtein Yu.V., Shershneva V.A. Adaptive e-learning in modern education. Pedagogika = Russian Education and Society. 2020; (5):48-57. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43036963 (accessed 11.05.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
22. Gunadham T., Thammakoranonta N. Knowledge Management Systems Functionalities Enhancement in Practice. In: Proceedings of the 5th International Conference on Frontiers of Educational Technologies (ICFET 2019). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2019. p. 83-88. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1145/3338188.3338213
23. Zatsarinnyy A.A., Shabanov A.P. Model of a Prospective Digital Platform to Consolidate the Resources of Economic Activity in the Digital Economy. Procedia Computer Science. 2019; 150:552-557. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2019.02.092
24. Jones C. Capital, neoliberalism and educational technology. Postdigital Science and Education. 2019; 1(2):288-292. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/s42438-019-00042-1
25. Aneja S., Lalvani J. Role of the Private Sector and Technology for Future-Ready Education and Training. In: Ed. by S. Ra, S. Jagannathan, R. Maclean. Powering a Learning Society During an Age of Disruption. Education in the Asia-Pacific Region: Issues, Concerns and Prospects. 2021; 58:293-309. Springer, Singapore. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-16-0983-1_20
Опубликована
2021-06-30
Как цитировать
URINTSOV, Arkadiy Ilyich et al. Государственная политика, направленная на поддержание образования в условиях пандемии. Современные информационные технологии и ИТ-образование, [S.l.], v. 17, n. 2, p. 483-491, june 2021. ISSN 2411-1473. Доступно на: <http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/762>. Дата доступа: 25 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202102.483-491.
Раздел
Е-learning, информационные технологии в образовании