Опыт цифровой трансформации процесса управления качеством документационного обеспечения образовательных программ
Аннотация
В настоящей статье представлен опыт непрерывной цифровой трансформации образовательных бизнес-процессов на примере процесса управления качеством документационного обеспечения образовательных программ. Авторы рассматривают особенности технологии "гибкой" цифровизации: не с "нуля", а для наиболее типичной для современных учреждений образования ситуации ‒ на базе уже имеющихся точек автоматизации, с учетом уже использующихся баз данных, информационных платформ и технологий.
По мнению авторов, основополагающим принципом цифровой трансформации образовательных процессов является принцип реализации цифровой трансформации управления качеством процесса, а не просто цифровизации процесса. В статье представлена авторская технология управления качеством документационного обеспечения образовательных программ как многоконтурная система управления с обратной связью.
Основными результатами цифровой трансформации процесса управления качеством документационного обеспечения образовательных программ явились повышение содержательного качества разрабатываемого документационного обеспечения; обеспечение сопоставимости документации в цифровых базах данных всех участвующих в управлении образовательными процессами информационно-управляющих, автоматизированных, информационных систем; повышение исполнительской дисциплины всех участников процесса; обеспечение возможности улучшения процесса.
Представлена обобщённая система рекомендаций, которая может быть полезна в процессе проведения цифровой трансформации образовательных бизнес-процессов, сформированная на основе анализа соответствующих публикаций, изучения положительного отечественного и зарубежного опыта автоматизации и цифровизации образовательных учреждений, а также на основе собственного положительного опыта создания, внедрения и совершенствования информационно-управляющих образовательных сред для организаций образования различного уровня.
Литература
2. Bidaibekov E., Grinshkun V. How the Education System Should Respond to the Technological Development and Informatization of the Society. In: Sukhomlin, V., Zubareva, E. (eds.) Modern Information Technology and IT Education. SITITO 2017. Communications in Computer and Information Science. Vol. 1204. Cham: Springer; 2021. p. 26-33. https://doi.org/10.1007/978-3-030-78273-3_3
3. Troyan L.A., Kravchenko L.A. The Modern Paradigm and Components for the Modernization of Higher Education. Education and Self Development. 2021;16(3):110-114. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.26907/esd.16.3.10
4. Kuzina G.P. The concept of a digital transformation of a traditional university to a "digital university". E-Management. 2020;3(2):89-96. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-2-89-96
5. Uvarov A.Yu. From computerization to digital transformation of education. Informatika i obrazovanie = Informatics and education. 2019;(4):5-11. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-4-5-11
6. Bygstad B., Øvrelid E., Ludvigsen S., Dæhlen M. From dual digitalization to digital learning space: Exploring the digital transformation of higher education. Computers and Education. 2022;182:104463. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2022.104463
7. Li M., Jotikasthira N., Pu R. Digitalization, knowledge sharing and higher education for sustainable development. World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2022;14(5):1468-1484. https://doi.org/10.18844/wjet.v14i5.7713
8. Berei E.B., Pusztai G. Learning through Digital Devices Academic Risks and Responsibilities. Education Sciences. 2022;12(7):480. https://doi.org/10.3390/educsci12070480
9. Galimullina E.Z., Bochkareva A.V. Application of cloud services for the development of a digital educational environment of a teacher. Modern problems of science and education. 2021;(5):13. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17513/spno.31094
10. Börnert-Ringleb M., Casale G., Hillenbrand C. What predicts teachers use of digital learning in Germany? Examining the obstacles and conditions of digital learning in special education. European Journal of Special Needs Education. 2021;36(1):80-97. https://doi.org/10.1080/08856257.2021.1872847
11. Markelov K.A., Polyanskaya E.V., Mineva O.K., Taran V.N. Paradigm Transformation of Education System in Digital Reality. CEUR Workshop Proceedings. 2021;2914:186-198. EDN: RHZUWI
12. Stepanenko A.A., Feshchenko AV. "Digital footprint" of the student: search, analysis, interpretation. Open and distance education. 2017;(4):58-62. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17223/16095944/68/9
13. Shabanov G.A., Rastyagaev D.V. University Digitalization: Reality and Expectations. Higher Education Today. 2020;(1):2-7. (In Russ., abstract in Eng.) http://doi.org/10.25586/RNU.HET.20.01.P.02
14. Pashkov M.V., Pashkova V.M. Problems and risks of digitalization of higher education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2022;31(3):40-57. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57
15. Sukhomlin V.A., Zubareva E.V., Yakushin A.V. Methodological Aspects of the Digital Skills Concept. Modern Information Technologies and IT-Education. 2017;13(2):146-152. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.2.253
16. Shevchuk E.V., Shpak A.V. Experience of creating and implementing information-managing educational environment at university and features of its adaptation at Lyceum. Informatika i obrazovanie = Informatics and education. 2019;(2):47-55. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-2-47-55
17. Shevchuk E.V., Shpak A.V. Digital transformation of quality management of educational business processes. RUDN Journal of Informatization in Education. 2023;20(2):159-175. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-2-159-175
18. Karpik A.P. Modern conceptual approaches to the quality of education. Current issues of education. 2016;(1):3-5. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: ZWPAXT
19. Seredovich S.V., Gorobcova O.V. Electronic information and educational environment - driver of education quality. Current issues of education. 2019;1:3-8. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: SOOBPM
20. Udzhukhu I.A., Meshvez R.K., Manchenko Yu.V., Galyunko T.E. Electronic information and educational environment of a modern university: concept, structure, application. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologičeskogo universiteta = Bulletin of Maikop State Technological University. 2020;(1):113-121. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24411/2078-1024-2020-11011
21. Vorobyova O.V. Improving the documentation support for the management of university activities. Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service. 2007;(2):63-66. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: LLAMKZ
22. Golerova S.N. Quality management of vocational education programs at the university based on benchmarking. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij = Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2018;(2):104-109. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: XQRVGH
23. Alashwal M. Curriculum Development Based on Online and Face-to-Face Learning in a Saudi Arabian University. Journal of Curriculum and Teaching. 2020;9(3):141-148. https://doi.org/10.5430/jct.v9n3p141
24. Kayyal M., Gibbs T. Applying a quality assurance system model to curriculum transformation: Transferable lessons learned. Medical Teacher. 2012;34(10):e690-e697. https://doi.org/10.3109/0142159X.2012.687486
25. Rymkevich Ya.A. Digital transformation of the documentation support of an educational organization (a system of documentation of a secured type). Education and Law. 2021;(10):251-255. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24412/2076-1503-2021-10-252-255
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.