Методология исследования возможностей цифровых платформ и экосистем
опыт применения Platform Innovation Kit
Аннотация
В статье обсуждается новое направление стратегического развития компаний – экосистема. Дано определение экосистемной цифровой платформы, ее ключевые характеристики. Цифровая экосистема – это набор собственных или партнерских сервисов, объединенных на платформе одной компании и сосредоточенных на предоставление ценности клиентам на протяжении его жизненного пути. Ее ключевые принципы как новой модели развития компании: модульность, координация, адаптация, многосторонние отношения. В России известны экосистемы компаний Сбер, Яндекс, Mail.ru Group, Тинькофф, МТС, ВТБ, РСХБ, Ростелеком. Экосистемы банка в условиях партнерского взаимодействия расширяют свою деятельность, предоставляя своим клиентам в том числе и нефинансовые услуги. Приведен анализ инструментов выбора стратегии цифровой трансформации бизнес-модели. Представлены такие инструменты визуализации разделов стратегии, как цифровое пианино, цифровой компас. Дано обоснование применения при формировании экосистемной стратегии нового методологического подхода - Platform Innovation Kit. Он представляет собой набор канвасов, которые помогают создать новые возможности платформы, определить связи между участниками экосистемы, выделить мотивы ее использования для потребителей. Описаны объекты экосистемы в терминах платформенного дизайна. Приведен пример применения некоторых инструментов на примере разработки стратегии банковской экосистемы, включая канвасы сканирования окружающей среды (Environment Scan Canvas), платформенных связей (The Ecosystem Canvas), профиля объектов экосистемы (The Ecosystem Entity-Role Portrait), матрицы мотивации (Motivation matrix), базовых транзакций (Identification of the underlying transaction). Данный подход хорошо себя зарекомендовал как инструмент принятия решений по дисциплинам «Интернет-предпринимательство», «Цифровые бизнес-модели» и в разработке студенческих проектов.
Литература
2. van der Valk A.G. From Formation to Ecosystem: Tansley's Response to Clements' Climax. Journal of the History of Biology. 2014;47(2):293-321. doi: https://doi.org/10.1007/s10739-013-9363-y
3. Moore J.F. Predators and Prey: A New Ecology of Competition. Harvard Business Review. 1993;71(3):75-83.
4. Vartaev R., Bystrov . Ecological Approach to Strategic Competition. Journalof Modern Competition. 2019;13(4):17-45. (InRuss., abstractinEng.) doi: https://doi.org/10.24411/1993-7598-2019-10402
5. Jacobides M.G., Cennamo C., Gawer A. Towards a theory of ecosystems. Strategic Management Journal. 2018;39(8):2255-2276. doi: https://doi.org/10.1002/smj.2904
6. Kleiner G.B. Ecosystem Economy: Step into the Future. Economic Revival of Russia. 2019;(1):40-45. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37034359 (accessed 29.11.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
7. Lebedeva A.S., Reshetnikova O.E. Development of ecosystems of banks based on modern digital technologies. Molodojuchenyj = Young Scientist. 2020;(52):328-334. Available at:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44463548 (accessed 29.11.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
8. Kosarev V.E., Iaradzhuli G.M. Ecosystem as a New Banking Model. Financial Markets and Banks. 2020;(1):58-62. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42667740 (accessed 29.11.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
9. Vakhrushev D.S., KalsinA.Ye., Niederstrat G.D. Formation of ecosystems as an innovative vector of development of the banking sector. Innovative development of economy. 2020;(6):27-36. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44680150 (accessed 29.11.2022). (InRuss., abstractinEng.)
10. Zverkova T.N. Banks in the Conditions of Ecosystem Construction. Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021;10(4):124-127. (InRuss., abstractinEng.) doi: https://doi.org/10.26140/anie-2021-1004-0027
11. Zokirov M.A. The banking ecosystem: the need to build in the conditions of increasing competition in the retail business. Innovation & Investment. 2019;(9):194-197. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41347220 (accessed 29.11.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
12. Dneprovskaya N.V. The method to study the competencies of the subjects of the digital economy. Open education. 2020;(24):4-12.(In Russ., abstract in Eng.)doi: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-4-12
13. Ivanovich M.N. Ecosystem of SberBank. Ecosystem products for legal entities. Dostizhenija nauki i obrazovanija = Achievements of science and education. 2020;(14):49-51. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44317166 (accessed 29.11.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
14. Kalayda S.A. SBER ecosystem as an institutional and organizational form of intersectoral financial convergence. Economic Security. 2021;4(3):823-838. (In Russ., abstract in Eng.)doi: https://doi.org/10.18334/ecsec.4.3.111945
15. Lazarenko V.G. SberBank Ecosystem: Problems and Development Prospects. FORUM. 2022;(3):49-54.Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48501081 (accessed 29.11.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
16. Konovalova M.E., Kuzmina O.Yu. Financial Ecosystems in the Era of Digital Technology (SberBank Case). Russian Journal of Innovation Economics.2023;13(1):361-380. (In Russ., abstract in Eng.)doi: https://doi.org/10.18334/vinec.13.1.117453
17. Zubok S. Fintech acceleration as a way to introduce innovative solutions and services into banking activities. Bank bulletin. 2020;(9):28-37. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44077740 (accessed 29.11.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
18. Kapkaev Yu.Sh., Leshinina V.V. The development of the banking sector influenced by the ecosystem of the digital economy. Global and Regional Research. 2019;1(2):56-60.Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41226264 (accessed 29.11.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
19. Schneider S., Kokshagina O. Digital transformation: What we have learned (thus far) and what is next. Creativity and Innovation Management. 2021;30(2):384-411. doi: https://doi.org/10.1111/caim.12414
20. Berman S.J. Digital transformation: opportunities to create new business models.Strategy & Leadership. 2012;40(2):16-24. doi: https://doi.org/10.1108/10878571211209314
21. Xu J., Quaddus M. Foundation. In: Managing Information Systems.Paris:Atlantis Press; 2013. p. 1-26. doi: https://doi.org/10.2991/978-94-91216-89-3_1
22. Tsenzharik M.K., Krylova Yu.V., Steshenko V.I. Digital transformation in companies: Strategic analysis, drivers and models. St Petersburg University Journal of Economic Studies. 2020;36(3):390-420. (In Russ., abstract in Eng.)doi: https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.303
23. Ramenskaya L.A. The concept of ecosystem in economic and management studies. Upravlenets = The Manager. 2020;11(4):16-28. (In Russ., abstract in Eng.)doi: https://doi.org/10.29141/2218-5003-2020-11-4-2
24. Pidun U., Reeves M., Schüssler M. Chapter 2 Do You Need a Business Ecosystem? In: Reeves M., Pidun U. (Eds.) Business Ecosystems. Berlin, Boston: De Gruyter; 2022. p. 13-26. doi:https://doi.org/10.1515/9783110775167-002
25. Bartels N., Schmitt A. Developing network effects for digital platforms in two-sided markets The NfX construction guide. Digital Business. 2022;2(2):100044. doi: https://doi.org/10.1016/j.digbus.2022.100044
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.