Методология исследования возможностей цифровых платформ и экосистем
опыт применения Platform Innovation Kit
Аннотация
В статье обсуждается новое направление стратегического развития компаний – экосистема. Дано определение экосистемной цифровой платформы, ее ключевые характеристики. Цифровая экосистема – это набор собственных или партнерских сервисов, объединенных на платформе одной компании и сосредоточенных на предоставление ценности клиентам на протяжении его жизненного пути. Ее ключевые принципы как новой модели развития компании: модульность, координация, адаптация, многосторонние отношения. В России известны экосистемы компаний Сбер, Яндекс, Mail.ru Group, Тинькофф, МТС, ВТБ, РСХБ, Ростелеком. Экосистемы банка в условиях партнерского взаимодействия расширяют свою деятельность, предоставляя своим клиентам в том числе и нефинансовые услуги. Приведен анализ инструментов выбора стратегии цифровой трансформации бизнес-модели. Представлены такие инструменты визуализации разделов стратегии, как цифровое пианино, цифровой компас. Дано обоснование применения при формировании экосистемной стратегии нового методологического подхода - Platform Innovation Kit. Он представляет собой набор канвасов, которые помогают создать новые возможности платформы, определить связи между участниками экосистемы, выделить мотивы ее использования для потребителей. Описаны объекты экосистемы в терминах платформенного дизайна. Приведен пример применения некоторых инструментов на примере разработки стратегии банковской экосистемы, включая канвасы сканирования окружающей среды (Environment Scan Canvas), платформенных связей (The Ecosystem Canvas), профиля объектов экосистемы (The Ecosystem Entity-Role Portrait), матрицы мотивации (Motivation matrix), базовых транзакций (Identification of the underlying transaction). Данный подход хорошо себя зарекомендовал как инструмент принятия решений по дисциплинам «Интернет-предпринимательство», «Цифровые бизнес-модели» и в разработке студенческих проектов.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах российской научной периодики и строится с учетом этических норм работы редакторов и издателей, закрепленных в Кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors) и Кодексе поведения для издателя журнала (Code of Conduct for Journal Publishers), разработанных Комитетом по публикационной этике - Committee on Publication Ethics (COPE). В процессе издательской деятельности редколлегия журнала руководствуется международными правилами охраны авторского права, нормами действующего законодательства РФ, международными издательскими стандартами и обязательной ссылке на первоисточник.
Журнал позволяет авторам сохранять авторское право без ограничений. Журнал позволяет авторам сохранить права на публикацию без ограничений.
Издательская политика в области авторского права и архивирования определяются «зеленым цветом» в базе данных SHERPA/RoMEO.
Все статьи распространяются на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная, которая позволяет другим использовать, распространять, дополнять эту работу с обязательной ссылкой на оригинальную работу и публикацию в этом журналe.